Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материальная ответственность директора филиала

Материальная ответственность директоров и руководителей

Материальная ответственность директора имеет ряд существенных особенностей и значительно отличается от обязательств рядовых сотрудников. Так, в компетенцию служащих относится контроль сохранности вверенной собственности, а руководитель уполномочен отвечать за все действия и события, происходящие на предприятии, независимо от рабочего времени. Кроме этого, генеральный директор также является ответственным лицом, уполномоченным отчитываться за расходы перед собранием учредителей и ФНС.

  1. Материальная ответственность директора организации
  2. В каких случаях ответственность не распространяется
  3. Как оформить материальную ответственность руководителя
  4. Основания для наступления ответственности
  5. Материальная ответственность директоров филиалов и подразделений

Должностные обязанности руководителя

К общим требованиям, выдвигаемым к должности директора, обычно относятся:

  • наличие высшего образования;
  • стаж работы в этой области не менее 5 лет.

Как и у любого другого работника, у руководителя существуют должностные обязанности.

Перечислим основные из них:

  1. Обеспечение связи между всеми подразделениями, организация их работы.
  2. Руководство хозяйственной, экономической, производственной деятельности предприятия.
  3. Курирование договорных отношений со всеми государственными и негосударственными структурами.
  4. Создание благоприятных условий труда сотрудникам, своевременное повышение их квалификации.
  5. Разработка вместе с подчиненными коллективного договора, поддержка их инициативы.

Случаи освобождения от материальной ответственности.

Трудовое законодательство предусматривает случаи, когда работник (руководитель учреждения) освобождается от материальной ответственности. Сюда относится возникновение ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости, необходимой обороны либо неисполнения работодателем (учредителем) обязанности по обеспечению надлежащих условий хранения имущества, вверенного работнику (руководителю учреждения).

Под непреодолимой силой понимаются действия, не зависящие от воли и сознания человека. В частности, имущество учреждения может быть повреждено при наводнении.

Нормальный хозяйственный риск – это применение оправданных в данных обстоятельствах приемов работы, если были приняты все доступные меры для предотвращения ущерба и если при этом невозможно было достигнуть желаемого результата другим способом или для этого потребовались бы затраты, значительно превышающие возникший ущерб (при этом нормальным хозяйственным риском не считается создание угрозы для жизни и здоровья людей). Например, к такому риску можно отнести ситуацию, когда учреждение в связи с холодным климатом расходует тепловую энергию в повышенном объеме, при этом руководитель принял все зависящие от него меры по утеплению здания. Другой пример – возникновение имущественного ущерба вследствие естественного износа имущества.

Читать еще:  Где заключить договор социального найма жилого помещения

Если по решению руководителя дошкольного учреждения гражданам неправомерно предоставлялись льготы и это привело к перерасходу денежных средств, выделенных учредителем, такой случай может быть квалифицирован как нанесение ущерба.

Крайняя необходимость предполагает наличие реальной опасности, если она не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Пределы не считаются превышенными, если причиненный вред соразмерен предотвращенным последствиям. Скажем, по решению руководителя учреждения какое-то оборудование может быть выведено из строя для того, чтобы не допустить его взрыва и возникновения пожара.

Под необходимой обороной понимаются действия, направленные на предотвращение вреда, грозящего как самому работнику, так и другим лицам. Например, при возникновении пожара руководитель учреждения может принять решение о прекращении борьбы с огнем силами сотрудников – для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей.

Пример причинения ущерба работодателю в связи с неисполнением последним обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества – опять же ситуация с пожаром. Возгорание может возникнуть из-за того, что учредитель не обеспечил учреждение противопожарными средствами, несмотря на обращения руководителя учреждения по этому вопросу.

Основания применения наказания

Взыскание убытков осуществляется только в рамках актуального трудового договора. Так, совет учредителей может затребовать выплату материального вреда при следующих нюансах:

  • нарушение правил оборота официальной документации повлек потерю прибыли или клиентов;
  • фирма не развивается;
  • бездействие, когда необходимы активные действия;
  • отсутствие контроля решаемых судебных споров, участником которых выступает компания;
  • денежная недостача или утрата имущества;
  • умышленная или случайная подача неверных отчетных финансовых документов.

По отношению к трудоустроенным лицам, начальство может отвечать по следующим пунктам:

  1. потеря рабочих мест по вине начальника;
  2. нанесение морального вреда;
  3. из-за директора работник полностью или частично утратил дееспособность;
  4. несанкционированное удержание денег;
  5. причинение ущерба имуществу трудящихся.
Читать еще:  Где хранится домовая книга на квартиру

Перед применением наказаний вина руководства должна быть подтверждена документально в установленном порядке. С этой целью заинтересованный участник систематизирует доказательства, подтверждающие сумму вреда, а также причинно-следственную связь между действиями руководителя и полученным ущербом. И, поскольку в основе таких споров денежные выплаты, то решение спора осуществляется только в гражданских судах.

НАПРИМЕР

В ч.2 ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. предусмотрено, что директор/генеральный директор несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием). В п. 13 ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. предусмотрено, что руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением данного закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Аналогичные положения содержаться в нормативных актах, регулирующих деятельность организаций различных организационно – правовых форм.

Еще одним примером материальной ответственности руководителя служат положения ст. 120 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

В ст. 120 Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. сказано, что в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя организации, виновного в неисполнении исполнительного документа.

Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. В данном случае должны учитываться положения ст. 15 ГК РФ.

Полная материальная ответственность руководителя за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона. Поэтому, работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с руководителем условие о полной материальной ответственности (п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 52 от 16.11.2006 г.).

Читать еще:  Что такое дду при покупке квартиры

Права

Как и любой другой сотрудник, директор филиала имеет не только обязанности, но и права, среди которых:

  1. Изучение наработок администрации главного офиса компании, направляемые в работу филиалов предприятия.
  2. Предоставление для изучения руководству предприятия наработок по повышению эффективности деятельности подразделения.
  3. Личный запрос (либо по требованию руководства) у структурных подразделений и работников филиала документов и информации, требующихся для исполнения должностных обязанностей.
  4. Право на визирование и подпись документов в рамках должностных обязанностей.
  5. Взаимодействие со структурными отделами компании.
  6. Поощрение отличившихся сотрудников, применение материальной ответственности к нарушившим трудовую и производственную дисциплину, а также к лицам, виновным в утратах и хищениях.

Где найти образец трудового договора с руководителем филиала (представительства)

Все существенные условия, которые должны содержаться в трудовом договоре с сотрудником, указаны в ст. 57 ТК. Однако при составлении трудового договора (в особенности срочного) с руководителем филиала у некоторых кадровиков могут возникнуть сложности, связанные со спецификой деятельности такого подразделения и условий его работы. Для того чтобы было нетрудно разработать свой собственный трудовой договор с данным сотрудником, мы предлагаем скачать на нашем сайте уже готовый образец.

Таким образом, требования, предъявляемые к директору ОП, зависят от масштаба вверенных ему полномочий и имущественных ресурсов. Также на их перечень влияет специфика деятельности данной структурной единицы и объем поставленных перед ней задач.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector