Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году

С 1 января 2021 года в силу вступили правила продажи товаров — изучите их, если вы занимаетесь розничным бизнесом или планируете открыть свой магазин. Часть правил не поменялась, но есть и нововведения. Теперь интернет-магазины обязаны принимать к возврату технику и украшения надлежащего качества, а офлайн-точкам разрешили убрать книгу жалоб.

В этом материале — самые важные обновления в правилах торговли 2021 года.

Книга жалоб больше не нужна

Бизнесмен больше не обязан предоставлять покупателю книгу отзывов и предложений. Но должен отвечать на претензии.

Конкретных сроков и форм претензий в правилах нет, поэтому стоит ориентироваться на гражданское законодательство и закон о защите прав потребителей в зависимости от ситуации

Магазин обязан вернуть деньги за технику и украшения, купленные через интернет

Бизнес обязан принять обратно или обменять технически сложный товар надлежащего качества, если он куплен дистанционно. Например, если товар не подошел покупателю. То же относится и к украшениям.

Отказать покупателю можно, если товарный вид или потребительские свойства не сохранены

Товарный чек необязательно предоставлять всегда

Продавец должен предоставить товарный чек по требованию покупателя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуальные признаки товара, например его наименование, артикул, модель и сорт при наличии.

Это касается продажи технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов, тканей, одежды, обуви и мебели

☎️ Интернет-магазины должны публиковать информацию о себе

Продавцам нужно размещать на сайте или в приложении договор оферты так, чтобы покупатель мог с ним ознакомиться. В первую очередь надо добавить данные магазина: наименование для ООО и ФИО для ИП, ОГРН, адрес, электронную почту или телефон

Покупатель может фотографировать что угодно в магазине

Раньше запрета на фотографию тоже не было, но прямо в законе об этом не говорилось — покупателям приходилось ссылаться на право собирать информацию.

В новой редакции документа ясно сказано: «Не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара»

Покупателям нужно показать новые правила

Как и раньше, у покупателя должна быть возможность ознакомиться с правилами торговли. Не забудьте распечатать обновленный документ и разместить в помещении магазина и на сайте интернет-магазина.

Повесить распечатку правил можно в уголке потребителя на видном месте

Больше не нужно помогать покупателю грузить товар

Заказ из интернета можно выдать кому угодно

На практике это было возможно и раньше, но сильно зависело от сотрудника в зоне выдачи. Теперь у вас есть законное основание. По новым правилам товар может получить как сам покупатель, так и любой другой человек — если сообщит номер заказа или как-то иначе подтвердит заключение договора

На время ремонта украшений не нужно предоставлять подмену

Если ювелирные украшения и бытовые приборы для приготовления пищи сломались в период гарантии, продавец не обязан предоставлять покупателю аналоги на время ремонта

На вендинг нужно добавить правила пользования автоматом

Продавцы через вендинг-автоматы обязаны сообщать покупателю наименование организации, ОГРН, адрес, режим работы, номер телефона и электронную почту.

Также стоит добавить памятку с порядком возврата денег — на случай, если автомат не выдаст товар

Больше интересных новостей — в рассылке

Что еще полезно почитать о бизнесе:

Не очень понятно из п.41 и п.51, в какой срок можно вернуть технику и украшения? Есть ограничения на срок возврата?

Дарья, товар, купленный через интернет, возвращают как обычно — по закону о защите потребителей. Статья 25 закона «О защите прав потребителей» утверждает, что потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Александр, нет, в течение 7 дней, как обычно при возврате товаров, купленных дистанционно

То есть я заказал товар, оплатил онлайн, а получить может любой, кто в курсе? Ну а что мне делать? Я-то своё не получил. Как строить разговор с продавцом? Я понимаю, если не оплатил сначала — вряд ли вор пойдет оплачивать товар, но на оплаченный, считаю, надо предъявить документы, ну, или что-то на экране телефона.

smark131, так не держите в курсе «любых», и будет вам счастье. На самом деле данный пункт необходим, когда, например, заказываешь что-то в подарок получателю в другой город в крупном маркет-плейсе, например wildberries не дает сменить получателя, оставляет только код для получения.

Все это чушь собачья, пока у власти такой президент НИЧЕГО не будет,что толку, когда законы только на бумаге? Вот когда они начнут действительно работать тогда и порядок будет и не только в торговле!

Владимир, глупости говорите и головой не думаете.

Владимир, 3% шатают лодку в ТЖ’шечьке

При покупке в настоящем магазине, по требованию покупателя, включать и проверять технически сложные бытовые приборы на исправность некоторых функций.
А то как говорят «У ВАС 14 дней проверяйте» . Если проблема имеется товар на экспертизу — это минимум 30 дней .

Андрей, можно ссылку на статью! Ни как найти не могу! Нашел то о чём вы говорите, но этот закон утратил силу в 2020г

Книгу жалоб отменили,вот тут и попёрло магазинам.Убрали возможно главный документ который ещё сдерживал мелкие и большие выкрутасы магазинов по подмене ценников,товаров,сроков годности и т. д.
Кто пойдёт в защиту прав потребителя,которая находится в центре Москвы из-за подмены ценников на товар ? Если нет лоха то и жизнь плоха.Теперь в сфере обслуживания жизнь забьёт ключом.

Сергей, это, конечно, не самый важный аргумент, но в целом согласен, сам неоднократно к этому прибегал и это зачастую работало в пользу покупателя, да даже одно требование книги могло развернуть ситуацию, если продавцы сами в законах не очень разбирались. Сейчас будут чувствовать себя хозяевами ситуации, потому что, учитывая инертность и зачатки гражданского самосознания, мало кто будет письменно направлять претензии и обращения в Роспотребнадзор. Вообще непонятно зачем они это поменяли. Если бы при этом была создана эффективная и простая система для подача онлайн-жалоб, то действительно в книгах не было бы смысла, но сейчас такой системы нет, а то, что есть — совершенно неудобная и запутанная (как будто специально). И ее нужно упростить. Но сомневаюсь, что чиновники заинтересованы в этом — иначе работы прибавится в разы, и отписками просто уже не отделаться будет

Сергей, читайте отзывы на картах, прежде чем идти в магазин за молоком)))

Надо решить проблему предоставления туалета курьерам, а то они а последнее время загадили все лестницы в многоквартирных домах.

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней,
ограненные драгоценные камни Правилами, установленными Постановлением
Правительства РФ от 31.12.2020 №2463, были включены в:
— Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование
потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же
основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара;
— в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих
обмену.
Зачем вводить людей в заблуждение.
Не подлежат обмену ювелирные изделия . Точка

Почему то с недавних пор, цены в некоторых интернет магазинах стали выше, чем в обычных магазинах. Они рискуют остаться без покупателей, так как все полюбили их за именно низкие цены(не надо платить магазинам, мол, за аренду помещений и т д). Многие магазины превратились в обычных перекупщиков!

Veronika, конкретное завышение цены — ни фига ни разу не ровное место, если где-то товар действительно дешевле, почему покупатель не имеет права вам это высказать?

Александр, я говорю про ту ситуацию, когда разброс в цене адекватный.
Вы в каждом магазине, куда вдруг зашли, где цена выше, чем вы обычно привыкли где-то покупать, высказываетесь сразу персоналу » да что у вас за цены. «. или вы просто развернетесь и уйдете?
Одно дело, когда кофе на опте стоит 98 рублей, в Магните 209, а в частном магазине 220, и приходит чел и заявляет в частном магазине «НИЧЕГО СЕБЕ У ВАС НАКРУТКА. а вот в Магниииииите. » ( аж на 10 рублей дешевле)))

И другое дело, когда на опте печеньки 10 рублей, в Магните 16, а в этом же частном магазине 52 рубля.

Это реальная ситуация и реальные цены.

И , в принципе, а зачем мне выслушивать мнение покупателя? Не нравится — не бери. Я когда покупатель, я себе под нос тоже возмущаюсь, что МетроЛентаАшан офигели, но я не покупаю и с транспарантом не иду на кассу. И в частных магазинах только в случае наседания на меня с уговорами купить выскажу, что «у вас дороже».
Но я не буду сходу, едва увидев ценник, орать продавцу «что у вас за цены!».

Читать еще:  Документы для регистрации ооо

Информация для покупателя

Информация, которая должна быть доведена до покупателя, обязательно имеет русскую версию и по желанию продавца – аналог на языке субъекта РФ.

В магазинах должным образом следует оформить уголок покупателя.

Каждый желающий должен иметь возможность прочитать положения данного закона, если необходимо. Согласно КоАП, отсутствие указанных моментов является административно наказуемым.

В уголке потребителя (обычно это специальный стенд) продавец должен донести до покупателя сведения о наименовании организации, ее юридическом и фактическом адресе, а также данные о госрегистрации в качестве физического или юридического лица и наименование регистрирующего органа.

Также у торговой точки в обязательном порядке должна быть вывеска с названием владельца (компании или ИП).

Новые поправки в данный закон с 2016 года

В связи с тем, что действующий закон во многом ущемляет права производителей, неоднократно предпринимались попытки внести в него существенные коррективы, возымевшие успех исключительно в последние месяцы.

Среди принятых поправок особое внимание следует уделить:

  1. Размеру выплачиваемого поставщиками вознаграждения. Среди производителей товаров повсеместно наблюдается большая конкуренция, связанная с ограниченным числом презентабельных торговых точек, готовых выставить товар на продажу. Чтобы снизить конкуренцию, поставщики идут на всевозможные уловки, в том числе предоставляют торговым точкам 10% скидки на каждую партию проданного товара. Естественно, что 10% от стоимости всего товара – это очень много. Но производители вынуждены мириться с подобной цифрой из года в год, в противном случае поставляемый ими товар не будет пользоваться спросом у ритейлеров и найдет своего покупателя. Принятые Государственной Думой поправки снижают указанный размер скидки до 3%, включая в него также расходы на рекламу товара и прочие траты.
  2. Срокам оплаты за полученный и проданный товар. Закон ” О торговле” 2009 года четко не регулировал сроки оплаты ритейлером полученного товара. В среднем, производитель получал плату в течение последующих 10, 20 и даже 45 дней после поставки, что в некоторых случаях оказывало негативное воздействие на его финансовое положение. Благодаря принятым поправкам, данную проблему удалось в большей мере разрешить. Законодатели сделали вывод о том, что оплата за скоропортящиеся товары должна быть произведена не позже, чем спустя 5 дней после их поставки. В то же время, срок оплаты остальных товаров сократился до 20 календарных дней.

Внесенные поправки касаются, прежде всего, товаров первой необходимости и продуктов питания. В отношении бытовой химии и товаров, не пользующихся спросом, сохраняются те же условия, что и прежде.

Ключевые понятия закупочной деятельности

Автор: Ольга Латышева,
директор ITCOM Consult

Когда человек впервые сталкивается с закупками, у него может возникнуть множество вопросов. Что из себя представляет закупочная деятельность, что такое ЕИС, ЭТП и контрактная система, какие виды закупок бывают и т.д. И для участия в государственных и коммерческих закупках, ему необходимо, в первую очередь, разобраться в том, что из себя представляют тендеры, чем они различаются и как стать их участником. Во всем этом попробуем разобраться.

Содержание:
1. Закупочная деятельность
2. Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
3. ЕИС и ЭТП
4. Какие формы закупок существуют?

Закупочная деятельность

Что такое закупка и закупочная деятельность?

Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).

Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».

Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.

Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.

Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.

Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.

Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.

Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ

Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций, второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству, а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок (ст. 7.30).

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы, администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках.

223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают на федеральных и коммерческих площадках.

ЕИС и ЭТП

Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) – совокупность всей информации о закупках, которая формируется, обрабатывается и хранится в одном месте. ЕИС обеспечивает доступ к сведениям о тендерах на официальном сайте. Доступ к нему свободный и бесплатный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, о закупках товаров, работ и услуг открыта всем. Из-за публичности всех закупочных процессов, от планирования до завершения исполнения контрактов, тендеры стали более прозрачными.

Чтобы участвовать в закупках, необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого, необходимо пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию. Для осуществления этих процедур, необходимо воспользоваться сертификатом ключа проверки электронной подписи. С 1.01.2020 года все участники закупок должны проходить обязательную регистрацию в ЕИС. После этого, они получают аккредитацию на всех федеральных площадках. Госучреждения могут создавать свои интернет-порталы для публикации сведений о закупках. Вся информация с этих площадок обязательно попадает в ЕИС.

Электронная торговая площадка (ЭТП) – это платформа, на которой государственные и коммерческие организации публикуют информацию о закупках, после чего участники могут подать заявки, сделать ценовое предложение и заключить контракт. Электронные торговые площадки обеспечивают взаимодействие между участниками закупок — заказчиками и поставщиками.

Какие формы закупок существуют?

Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные и неконкурентные. В конкурентных участвуют много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с заказчиком. Неконкурентными считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок. Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями, в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.

Читать еще:  Акт о последствиях залива нежилого помещения

Теперь вернёмся к конкурентным закупкам, как наиболее распространенным формам тендеров. Они могут проводиться с организацией торгов и без торгов. Тендеры, в которых участники могут торговаться, проводятся в виде аукциона или конкурса.

Аукцион организуют когда основной конкурентной величиной является цена. Побеждает тот, кто поставит самую низкую цену на свой товар, или услуги. При этом, цену участник может менять, видя предложения своих конкурентов. Если при проведении аукциона, цена снизилась до нулевого уровня (менее 0,5 % от начальной), то проводится аукцион на повышение. Выиграет тот, кто поставит наибольшую цену, и платит их не заказчик поставщику, а наоборот.

Конкурс организуется с учетом не только критериев цены, но и не менее двух других требований к поставщику. Заказчик устанавливает требования, под каждое определяя количество баллов и механизмы подсчета. Преимущества в конкурсах получают поставщики, имеющие большой опыт работы, или лучшее качество техники и другие подобные параметры, которые влияют на количество полученных баллов.

Не менее распространены тендеры без торгов, когда участники один раз предлагают свою цену контракта. Изменить ее после анализа предложенных цен конкурентов невозможно. К таким закупкам относятся запрос котировок и запрос предложений. Они проводятся намного быстрее аукционов и конкурсов, так как требуют меньше документации. Такой вид тендеров организуется, когда закупка стандартная и провести её надо в короткий срок. Из всех способов закупочной деятельности, запрос котировок является самым быстрым.

Запрос котировок по форме напоминает аукцион, но проводится без торга. «Котировка» означает «цена». Заказчик выставляет требования в извещении к нужному товару и запрашивает цену у участников, по которой они готовы поставлять этот товар. Поставщики выдвигают свое ценовое предложение и изменить его в ходе тендера уже не могут. Заказчик выбирает победителя, которым окажется тот, кто больше всего соответствует условиям извещения, и чья заявка не противоречит закону и чья цена минимальна. Если подходящих кандидатов оказывается несколько, то побеждает тот, кто первым подал заявку. Этот способ закупок самый популярный, так как проще, быстрее и меньше усилий требуется от заказчика, в виде заполнения критериев в извещении.

Запрос предложений представляет собой что-то вроде конкурса, который проводится без торгов. Здесь учитывается не одна цена как в запросе котировок, а совокупность факторов, из которых складывается предложение поставщиков (срок, качество и т.д.). У кого в заявке будет содержаться больше преимуществ, тот и победил.

Конкурентные переговоры — один из самых свободных видов закупок из всех перечисленных выше. Заказчик выбирает среди двух или более участников того поставщика, который для него предпочтительней. Независимо от способа проведения конкурентных переговоров, заказчик до их начала должен определить для себя минимум оценочных критериев, ниже которых закупка будет невыгодной.

Помимо этого, есть и другие формы организации закупок: запрос оферт, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и т.д.

Обошлось без «революций»

Новые требования к организации торговли стали частью так называемой регуляторной гильотины, начатой в январе 2019 года занимавшим в то время должность премьер-министра Дмитрием Медведевым. Власти под напором бизнеса согласились с тем, что введенные еще во времена СССР и неоднократно дополненные правила не отвечают реалиям и даже сдерживают экономический рост. Предлагалось, что правительство сократит избыточные нормы. Новые требования Роспотребнадзора стали действительно компактнее.

Что касается продуктовых рынков, то их обяжут устанавливать навесы для защиты продуктов от осадков и прямого солнца. Также нестационарные торговые палатки и киоски потребуется оборудовать раковинами для мытья рук. Если же данные торговые точки не продают скоропортящиеся продукты, то им разрешено использовать кожные антисептики. Сотрудники магазинов и рынков, которые контактируют с продуктами, должны будут иметь медкнижки, а также проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее не реже раза в два года. Кроме того, им потребуется периодически проходить медосмотры.

Но не факт, что произошли принципиальные изменения. Эксперты и участники рынка, опрошенные «Газетой.Ru», дают пока что сдержанные комментарии по поводу новых требований. Или вообще отказываются высказывать критические замечания в адрес автора новаций — Роспотребнадзора.

Во-первых, новые санитарные нормы не такие уж и новые, они вводятся в первую очередь в интересах потребителей, сохранения их здоровья и защиты их прав, не сомневается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Все, что касается продажи продуктов питания в надлежащем виде, то большинство таких правил магазины выполняли и до этого. Требование по наличию медицинских книжек для продавцов — тоже не нововведение. Поэтому здесь мало что меняется как для потребителей, так и для продавцов продуктов питания.

Торговым точкам запрещается продавать негерметичные, деформированные консервы и банки «с признаками бомбажа и микробиологической порчи». Также под запрет попадают позеленевшие клубни картофеля, повторно размороженная и замороженная продукция и товары с истекшим сроком годности. В случае если у продукта истек срок годности, продавцам потребуется изъять его из торгового зала и поместить отдельно от свежей продукции.

А что касается обязательной установки раковин и постоянной подачи воды в нестационарных объектах торговли — реализовать это будет возможно не везде.

Представитель бизнес сообщества говорит:

Значит, часть малых предприятий торговли либо будут все-таки оборудовать свои точки всем необходимым, либо сменят расположение.

Новые правила не лишены наследственных болезней советского нормотворчества с его регламентированием каждого шага предпринимателя и одновременно двусмысленностью многих требований. Например, полностью избежать почвы для коррупции и подкупа чиновников, курирующих торговлю, наверняка, не получится и сейчас.

Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко считает, что СанПиН не мог не измениться еще и потому, что 2020 год и пандемия заставили всех «серьезно задуматься» о санитарной безопасности, дезинфекции, личной гигиене и т. д.

Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков считает неверным подход, при котором и проверяющие и проверяемые заранее подозреваются в нарушениях.

Роспотребнадзор подготовил этот документ непосредственно при участии бизнеса, документ более комфортный, чем действующие нормы, более выигрышный и понятный для нас. Он закрепляет обязательные для исполнения нормы и дает гарантии потребителю.

С одной стороны, новые нормы потребуют дополнительных затрат от бизнеса, с другой стороны, логично, что должны появляться новые ориентиры, которые помогают в новых условиях создавать определенную культуру обращения с продуктами, особенно со скоропортящимися. И производители и продавцы должны быть к этому готовы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Понятный журнал для практиков

О том, как именно последние изменения в законодательстве повлияли на работу бухгалтерии.

Лояльная цена, гибкие варианты подписки.

КС вновь напомнил о возможности размещения нестационарных торговых объектов возле многоквартирных домов

19 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений федерального законодательства, регулирующих вопросы размещения нестационарных торговых объектов возле многоквартирных жилых домов и полномочия муниципалитетов в этой сфере, которые ранее уже были предметом рассмотрения Суда.

Повод для повторного обращения в КС и позиция заявителей

Ранее пермские предприниматели Ирик Касимов, Наиля Мухаметзянова, которые владеют нестационарными торговыми объектами, участник общей собственности на участок земли, на котором размещен многоквартирный жилой дом, Алексей Хадеев и ТСЖ «Мирный» уже обращались в Конституционный Суд с жалобой на несоответствие Основному Закону п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса, ч. 7 ст. 10 Закона о государственном регулировании торговой деятельности, а также абз. 22 ч. 1 ст. 2, п. 25 ч. 1 ст. 16 и п. 3 ч. 2 ст. 45.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Тогда КС отказался рассматривать жалобу по существу, но указал в своем Определении от 5 декабря 2019 г. № 3273-О, что органы местного самоуправления не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если на этом имеется согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство.

В связи с этим заявители обратились в Верховный Суд с просьбой о пересмотре ввиду новых обстоятельств апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам ВС, ранее отменившей решение Пермского краевого суда и отказавшей в удовлетворении требования о признании недействующим подп. 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми в части запрета на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях. Тем не менее ВС отказал им, отметив, что в апелляционном определении толкование норм материального права не противоречит правовым позициям Конституционного Суда.

В то же время Галиб Дадашов совместно с иными гражданами обращался в Ярославский областной суд с административным иском о признании частично недействующими Правил благоустройства территории г. Ярославля. Отказывая в этом, облсуд исходил из того, что вопросы размещения нестационарных торговых объектов как элементов благоустройства регулируются именно правилами благоустройства территории муниципального образования, а федеральное законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения запрещает размещать такие объекты во дворах многоквартирных жилых домов.

В свою очередь, ООО «Быстрое питание» обратилось с административным иском в Калининградский областной суд, требуя признать недействующими подп. 8.8.1 и 8.8.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград». Областной суд отказал в иске со ссылкой на то, что размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, образованном под многоквартирным жилым домом, не направлено непосредственно на обслуживание и эксплуатацию этого дома и объектов, входящих в состав общего имущества жильцов, а текущим законодательством не допускается размещение на таких участках нестационарных торговых объектов. Попытка оспорить такое решение суда в вышестоящих инстанциях не увенчалась успехом.

Читать еще:  Как продлить временную прописку гражданину рф

В своих жалобах в Конституционный Суд Ирик Касимов, Наиля Мухаметзянова, Алексей Хадеев, ТСЖ «Мирный», Галиб Дадашов и ООО «Быстрое питание» отметили, что оспариваемые ими законоположения в контексте судебной практики позволяют органам местного самоуправления городского округа посредством принятия правил благоустройства территории муниципального образования вводить не основанный на законе абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории. Таким образом собственники помещений в многоквартирном доме необоснованно ограничиваются в праве извлекать доход от использования придомовой территории, а хозяйствующие субъекты – вправе вести на ней торговую деятельность, что препятствует конкуренции и развитию предпринимательства.

КС не выявил противоречие оспариваемых норм Конституции

Конституционный Суд отметил, что оспариваемые нормы права являются предметом его рассмотрения в той мере, в какой по смыслу правоприменительной практики они наделяют органы местного самоуправления полномочием регулировать вопросы размещения таких элементов благоустройства, как нестационарные торговые объекты, на придомовой территории многоквартирных жилых домов.

Как пояснил КС, органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение таких объектов и соблюдены все законные требования. В свою очередь, действующее федеральное законодательство не запрещает размещение нестационарных торговых объектов в границах придомовой территории многоквартирного дома. Тем не менее ряд муниципалитетов продолжают запрещать размещение таких объектов на придомовой территории и после появления Определения № 3273-О, а также запуска реализации правительственной «регуляторной гильотины», признавшей утратившими силу ряд санитарных правил с 1 марта 2021 г.

«Следовательно, сохранение данного запрета в актах органов местного самоуправления в неизменном виде после этой даты – тем более в условиях обнаружившейся в правоприменительной практике недостаточной правовой определенности категории “территория двора” – способно породить вопрос о соответствии их в указанной части нормативным актам большей юридической силы, который может быть разрешен в судебном порядке как при рассмотрении гражданского дела, так и по правилам административного судопроизводства», – отметил КС. Он добавил, что нужно различать понятия «придомовой» и «внутридворовой» территорий применительно к конкретному многоквартирному дому, когда в качестве таковых могут выступать как совпадающие, так и разные территории, что должно быть принято во внимание при осуществлении правового регулирования и в правоприменительной практике.

Суд также пояснил, что принятие общим собранием собственников жилья в многоквартирном доме решения о предоставлении в аренду придомовой территории или ее части для размещения нестационарного торгового объекта возможно, если земельный участок образован и проведен его государственный кадастровый учет. Если же земельный участок не образован и не состоит на государственном кадастровом учете, то земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования, а собственники жилья в доме вправе владеть и пользоваться ею в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества.

При ином подходе, заметил КС, создавались бы предпосылки для неправомерного извлечения собственниками помещений в многоквартирном доме дохода от использования участка земли, в действительности находящегося в частной собственности иных лиц или в публичной собственности. С этим согласуются положения некоторых муниципальных нормативных актов о том, что на территории муниципального образования запрещено размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети на придомовых территориях, если земельный участок не образован.

Тем самым Суд признал конституционными оспариваемые нормы, поскольку они не исключают возможность для собственников земельных участков, образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет, принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает законодательство РФ. При этом муниципалитеты могут воспроизводить в правилах благоустройства обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ, сохраняющие свою юридическую силу, если это не приведет к установлению дополнительных запретов и ограничений. Кроме того, могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и т.п. Не должны устанавливаться требования, каким-либо образом препятствующие конкуренции, подчеркнул КС.

В течение одного года со дня вступления в силу постановления Суда органы местного самоуправления муниципальных образований, ранее запретившие размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории МКД, должны привести свое правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в этом судебном акте.

«До истечения указанного срока допускается применение правил благоустройства в действующей редакции в части, не противоречащей иным положениям законодательства. Если необходимые изменения не будут внесены в указанный срок, следует исходить из того, что по его истечении запрет на размещение нестационарных торговых объектов на таких земельных участках, установленный правилами благоустройства территории муниципального образования, более не подлежит применению», – отмечено в постановлении. Кроме того, Конституционный Суд распорядился пересмотреть дела всех заявителей.

Адвокаты прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что законодатель ранее принимал попытки к совершенствованию правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли, однако соответствующий законопроект № 601732-7 так и не был принят. Постановление № 14-П отчасти восполнило данный пробел, защитив права собственников МКД на земельный участок при доме, имеющий границы, пояснила она.

По словам эксперта, такое решение является верным, поскольку участок не находится в государственной или муниципальной собственности, не подлежит включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, оснований для обязания освободить участок от подобных объектов, как и признания сделок собственников МКД ничтожными, не имеется. «При этом возведение данной постройки не нарушает права органа местного самоуправления. Расположенный при доме земельный участок находится на праве общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании принимают решение о его предоставлении третьим лицам в пользование (например, в аренду) для размещения нестационарного торгового объекта, такое право основано на положениях ст. 209 ГК РФ и ч. 4 ст. 36 ЖК РФ и распространяется на всю территорию земельного участка, расположенного при доме в пределах его границ», – подчеркнула Валентина Ященко.

Она добавила, что российское законодательство не исключает возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, а также о предоставлении их в аренду третьим лицам для осуществления предпринимательской деятельности. «Вместе с тем введенные органами местного самоуправления правила благоустройства содержат ограничения и явно нарушали права собственников МКД на распоряжение принадлежащим им имуществом, ограничивая конкуренцию», – заключила эксперт.

По мнению адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Немова, если собственник нежилого коммерческого помещения является также и собственником общедомового имущества (включая придомовую территорию), то необходимо обязательно учитывать его интересы при определении возможности использования такого имущества: «У жителей имеется право на использование придомовой территории путем озеленения, облагораживания, размещения объектов инфраструктуры и т.п. Следовательно, и у собственников нежилых помещений такое право должно сохраняться (при условии согласия иных собственников, выраженного на собрании)».

Эксперт добавил, что органы местного самоуправления могут разрабатывать и устанавливать правила благоустройства территории, однако это должны быть именно правила, а не необъяснимые и категоричные запреты. «Данное постановление КС РФ однозначно повлияет на судебную практику. Сам Суд подчеркивает, что уже неоднократно указывал на недопустимость запретов в правилах благоустройства, однако далеко не во всех муниципальных образованиях были приняты соответствующие изменения. В связи с этим КС прямо указал в резолютивной части постановления: если муниципальные образования сами не внесут изменения в правила благоустройства в течение года, то подобные запреты перестают действовать автоматически», – резюмировал Александр Немов.

Реклама себя

В законе о рекламе есть всё: что рекламировать, когда и как, при каких обстоятельствах. Перед тем, как заниматься рекламой компании, товаров и услуг, лучше изучить этот закон. Например, нельзя:

  • рекламировать услугу, если нет лицензии;
  • говорить, что одобрено правительством;
  • использовать образ врача в немедицинской рекламе.

Если нарушить закон, антимонопольная служба заставит платить штраф от 4000 рублей до 800 000 рублей, а еще придется избавиться от рекламного ролика, билборда или партии листовок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector