Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Экологический аудит предприятия

О том, что представляет собой экологический аудит предприятия, будет полезно знать не только непосредственному руководству компании или работникам, которые несут ответственность за соблюдение экологических норм. Информация, касающаяся экологического аудита и его видов, может пригодиться многим жителям Российской Федерации, особенно в промышленных городах, где экология напрямую может влиять на уровень жизни населения, а наличие нарушений со стороны предприятий может быть действительно опасным для общества.

История возникновения

Считается, что возникновение экологического аудита произошло в 70-80-х годах ХХ века. Первые документы о создании и правовой силе данной организации были приняты в 1982 году Европейским Экономическим Сообществом. Уже в 1984 году в Соединенных Штатах Америки специализированная организация по охране окружающей среды внедрило некоторые рекомендации и правила для проверки существующих предприятий по данному вопросу.

В России впервые было зафиксировано проведение экологического аудита в конце IXX века. Основным документом для проверки организаций были Правила «Порядок при открытии и содержанию химических заводов» — этот документ, впоследствии, стал отправной точкой для развития норм и правил, касающихся экологического аудита.

В Современной России экологический аудит стал официально действовать с 90-х годов ХХ века. В 1998 году Госдума приняла несколько поправок в сфере экологических проверок, а также ввела новые критерии оценки. На сегодняшний день в России агентствам, чтобы начать эколого-аудиторную деятельность, нужно пройти аттестацию. Право давать лицензию на осуществление таких работ имеется лишь у некоторых организаций некоммерческого типа.

Этапы проведения экоаудита

  • на первом, предпроектном этапе, проводится проверка имеющейся документации, в которой описано состояние работы по охране природы на текущий момент, составляется план аудита и заключается договор;
  • на втором этапе инженеры выезжают непосредственно на объект аудита, собирают полевую информацию любого рода, вплоть до свидетельств сотрудников о состоянии дел на участках их ответственности;
  • на третьем этапе проводится визуальный осмотр предприятия или объекта и прилегающих к нему территорий и акваторий, и другие необходимые действия – это полевой этап;
  • камеральный этап состоит в написании подробного аудиторского отчета и заключения – в отчете обязательно должны быть указаны рекомендации по необходимым для устранения несоответствий действиям.

Основные цели экологического аудита

Экологический аудит позволяет получить ответ на вопросы о том, где процессы управления влиянием на окружающую среду работают хорошо, а где они должны быть улучшены. Кроме того, организация (как предприятие, так и проверяющий орган) сможет определить, есть ли какие-либо новые потенциальные экологические риски.

Цели экологического аудита направлены на оценку следующих факторов:

  1. Соответствие принятой политике, целям и задачам СЭМ субъекта;
  2. Наличие на нем эффективных аварийных процедур и систем контроля;
  3. Соответствие проводимых мероприятий и деятельности требованиям законодательства, а также стандартов СЭМ;
  4. Обеспечивает обладание необходимыми навыками и прохождение соответствующего обучения сотрудниками, подрядчиками и поставщиками;
  5. Дает руководству предприятия адекватную обратную связь.

Зелёные юруслуги: как связаны юристы и экология

В Советском Союзе экология не была в приоритете, и природа рассматривалась как полигон для эксперимента, — бесконечный возобновляемый ресурс. Кроме авантюризма, был и прагматический подход. Частного бизнеса не существовало, у государства же был очевидный конфликт интересов, рассуждает Виталий Можаровский, партнер, руководитель практики недвижимости и строительства Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × : «С одной стороны, приходилось подчинять природу, с другой – охранять».

Предпосылки для изменения позиции возникли сразу после краха СССР, когда появился частный бизнес. Уже в 1991 году приняли закон об охране окружающей среды, который уточнялся несколько раз. Но по-настоящему вопросы экологии возникли в начале 2000-х. Именно тогда стали появляться крупные проекты, в которых невозможно было игнорировать экологический аспект – закрытый проект Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, Олимпиада в Сочи, Северный поток и другие. Такие проекты стали и основным источником беспокойства.

Читать еще:  Последствия регистрации иностранного гражданина в своей квартире

«Государство по-прежнему сталкивается с конфликтом интересов. Решения в области экологии — это политические решения на высшем уровне, ситуации, когда корпорации и органы власти готовы пойти на компромисс. Природоохранные аспекты воспринимаются как элемент политики, и это печально», — констатирует Можаровский.

Переход к экологичности

Окончательно экологические вопросы сформировались в проблему в 2017 – 2018 годах, когда экология и охрана окружающей среды заняли одно из доминирующих мест в общественной и государственной повестке. Своеобразной точкой отсчета начала развития регулирования условно можно считать «майские указы» Президента Владимира Путина, в которых много внимания уделили вопросам экологии, и принятие в дальнейшем национального проекта «Экология», утверждает Кирилл Никитин, руководитель экологического направления VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (включая споры) 2 место По выручке 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 8 место По количеству юристов Профайл компании × . Тогда же активизировался и спрос на юридические услуги в области экологии. Примерно с этого времени контролирующие органы стали более активны, чем ранее, в делах о приостановлении деятельности организаций за выявленные нарушения, а также и во взыскании компенсации вреда, причиненного окружающей среде, утверждает советник Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × Ольга Чиркова.

Свой вклад в спрос на юридические услуги внесли российские подразделения международных компаний с ответственной экологической политикой, для которых нарушения в области охраны окружающей среды несут не только финансовые потери и репутационные риски, но и приводят к несоблюдению внутрикорпоративных стандартов в области экологии, говорит Чиркова.

Параллельно увеличилось число природных катаклизмов и техногенных катастроф, также существенно влияющих на состояние окружающей среды, а россияне стали больше беспокоиться о состоянии окружающей среды, отмечает Никитин. Это повлекло за собой более активное вовлечение граждан в проблемы экологии. Так, выросла протестная «экоактивность». Ее самыми заметными проявлениями стали экологические протесты против строительства полигона на Шиесе, акции против строительства в Подмосковье полигонов и мусоросжигательных заводов, протесты против уничтожения горы Куштау в Башкортостане. Отдельно выделяется пандемия COVID – 19, устранение последствий которой, по мнению аналитиков, окажет беспрецедентное негативное влияние на окружающую среду, рассказывает Никитин. «Все эти обстоятельства в совокупности требуют соответствующего реагирования как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов. Соответственно, растет спрос на профильных специалистов, в том числе юридических консультантов», — подчеркивает Никитин.

Динамика спроса

Востребованность экоюристов в последнее время обусловлена, прежде всего, беспрецедентным развитием законодательного регулирования и усилением контроля отрасли со стороны государства, а также отсутствием профильных специалистов, поясняет Никитин. Цели как крупных, так и точечных изменений законодательства в сфере экологии, полагает юрист — создать дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности. Другие задачи — снизить административное давление на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, упростить деятельность малого бизнеса.

Государственная экологическая политика исходит из необходимости побуждать предприятия всех отраслей обновлять материально-техническую базу, внедрять современные технологии производства, выходить на общемировые экологические стандарты, перечисляет Никтин.

Что делает экоюрист

Перечень услуг юристов экологического направления, с одной стороны, типичен для отрасли в целом, с другой стороны, имеет свои особенности. К стандартным для рынка услугам относятся: сопровождение судебных споров, проверок госорганов, разрешительная деятельность. К специфическим — экологический аудит, комплаенс, специализированное консультирование и экспертная деятельность. Отдельный запрос — на активное привлечение экоюристов к законодательной деятельности.

Читать еще:  Новое в законодательстве по дачным участкам

Сами по себе экоюристы в понимании «под ключ» в России находятся в процессе становления, и решение стоящих перед ними задач требует привлечения иных профильных специалистов — ученых, экологов, лабораторий. Иными словами, юристы, имеющие одновременно профильное экологическое образование, допуски, лицензии и сертифицированную лабораторию, пока еще редкость.

Кирилл Никитин, руководитель экологического направления VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (включая споры) 2 место По выручке 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 8 место По количеству юристов Профайл компании ×

Портфель клиентов неоднороден. Вызвано это, прежде всего, актуальностью экологической проблематики практически для всех сфер экономики и общественной жизни. Соответственно, практически все хозяйствующие субъекты так или иначе или оказывают влияние на экологию, или сталкиваются с последствиями такого влияния, констатирует юрист.

При этом есть и «лидеры», находящиеся на передовой экологической повестки. Речь идет, прежде всего, о промышленности, которая оказывают наибольшее негативное влияние на окружающую среду. Внутри этой группы особняком стоят добывающие предприятия, строительные и транспортные организации. Встречаются дела с участием девелоперских и инвестиционных компаний, чья деятельность также затрагивает воздействие на природу .

Больше и дороже

В последнее время, особенно в 2018 — 2020 годах, растет число и стоимость споров в области защиты окружающей среды и экологии, рассказывает Никитин.

Если раньше средняя стоимость споров о возмещении вреда окружающей среде редко превышала миллион рублей, то в последнее время речь идет скорее о сотне миллионов и выше.

Соответственно растет спрос на судебных консультантов и литигаторов. Традиционно помощь юристов требуется для ведения в судах дел, связанных с нарушениями природоохранного законодательства, в особенности, когда речь идет об административном приостановлении деятельности, а также в случаях, когда необходим комплексный подход к решению той или иной задачи, с которой затруднительно справиться лишь силами штатных экологов и юристов, приводит примеры типичных запросов Ольга Чиркова.

При этом, само по себе инициирование спора влечет за собой целый ряд сопутствующих мероприятий, таких как претензионная работа, экологический анализ, лабораторные испытания, расчет направления рекультивации. Таким образом, помимо судебного представительства, сопровождение спора требует привлечения комплекса специалистов, констатирует Никитин. Изменение регулирования также порождает спрос на консультантов в области нормирования и лицензирования.

Как отмечает Чиркова, компании привлекают сторонних юристов при проведении проверок контролирующих органов с целью минимизировать число выявляемых нарушений. В ряде случаев цель бизнеса — подтвердить, действительно ли законодательство возлагает на них обязанности, установленные предписанием, или есть шансы оспорить его.

Государство как двигатель

В последние годы законодательство в сфере экологии меняется весьма активно, но, к сожалению, не всегда системно, что создает определенные трудности в правоприменении, считает Никитин. Так, ряд техногенных катастроф последнего времени спровоцировал более детальное регулирование вопросов экологической ответственности бизнеса. «Из последних изменений в этой части интересно отметить Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2295, направленное на определение и уточнение объемов ответственности хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. В ближайшее время, вероятно, последует корректировка контрольно-надзорных механизмов и усиление административной функции. Вполне возможно, что изменения затронут и методики расчета вреда в части упрощения механизмов расчета и корректировки повышающих коэффициентов», — считает Никитин. Постепенно происходит становление новой системы нормирования с дифференцированным подходом к установлению эконормативов для хозяйственной деятельности.

В ближайшем будущем можно ожидать, что государство усилит ответственность за ущерб окружающей среде, сходятся во мнении эксперты.

В таких условиях от юридических консультантов потребуется комплексная экспертиза в области экологии и умение максимально быстро адаптироваться к изменениям. Возрастет роль инхаусов, которые будут вынуждены принимать на себя новый, не типичный функционал, и «на ходу» учиться жить в новых реалиях, отмечает Никитин. С одной стороны, государство пытает снизить число проверок бизнеса, с другой стороны на расходы компаний неизбежно влияют решения государства по модернизации экономики и усилению экологической ответственности бизнеса, говорит Ольга Чиркова: «Необходимо постоянно отслеживать происходящие изменения».

Изменения направлены на модернизацию существующих решений в области экологии для промышленных предприятий. Такие решения могут быть весьма затратными. Зачастую консультантов привлекают с целью получить «третье» мнение, в том числе, в ситуациях, когда предлагаемые штатными специалистами решения требуют значительных финансовых и временных затрат, говорит Чиркова.

Читать еще:  Налог на нежилой дом на дачном участке

В целом же, пока в российских компаниях крайне мало специалистов в области экологии. Даже в фирмах, больше сконцентрированных на этой практике, сложно выделить ее полноценно. Тем не менее, при наличии политической воли и сохранении концентрации на экологической повестке спрос на экоюристов будет расти.

Этапы проведения экоаудита

Проведение данного мероприятия проводится в несколько заходов. Совокупность этих этапов направлена на получение максимально достоверной оценки соответствия соблюдения всех необходимых нормативов, установленных государственными и международными организациями по защите окружающей среды.

Большая часть этапов направлена на оценку и исследование общей картины экологического влияния работы компании на окружающую среду.

12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм

Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.

Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения 2 .

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются соответственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность. Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.05) «Об охране окружающей среды» 3 . Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector