Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Состав общедомового имущества по жилищному кодексу рф

Состав общедомового имущества, принадлежащего владельцам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, определен п.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и конкретизирован п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. ». В соответствии с этими нормативными документами жильцам многоквартирных домов — собственникам квартир совместно принадлежат:

  • земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

  • помещения общего пользования в доме, включая лестничные клетки, лифтовые холлы и шахты, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы, где установлено инженерное оборудование, мусоропроводы и мусорокамеры;

  • крыши;
  • несущие конструкции дома, включая фундаменты, стены, колонны и перекрытия;
  • ограждающие конструкции дома, включая окна и двери в местах общего пользования;
  • оборудование, используемое для обеспечения доступа в дом людей с ограниченными возможностями;
  • системы жизнеобеспечения дома: газо- и электроснабжения, ХВС, ГВС, канализации, отопления, а также учета потребления коммунальных услуг и ресурсов, если она смонтирована за счет собственников помещений;
  • трансформаторные подстанции, тепловые пункты, если они обслуживают один дом.

Кто несет ответственность за содержание инженерного оборудования

Кроме этого, в п.п. 5 – 9 Постановления от 13.08.2006 г. № 491 определено, какая часть систем жизнеобеспечения жилого дома является общедомовой собственностью:

  • водопроводы холодного и горячего водоснабжения: от стояков до первой запорной арматуры на сети всего дома и от стояков до первого внутриквартирного запорно-регулировочного крана;
  • канализация: от стояков до первого стыка внизу и в квартире;
  • газоснабжение: от резервуара со сжиженным газом или от места присоединения домового газопровода к распределительной сети до запорной арматуры на ответвлениях к газовой установке, смонтированной внутри квартиры;
  • отопление – стояки, обогревающие устройства, запорная арматура и приборы учета;

  • электроснабжение: от вводных и вводно-распределительных устройств до квартирных счетчиков электрической энергии, включая этажные щитки и шкафы, приборы освещения мест общего пользования, электрооборудования систем дымоудаления, пожарной сигнализации и внутреннего пожарного водопровода, лифтов и домофонов.

Все это большое хозяйство является общедомовой собственностью и требует затрат на профилактику, ремонт и другие мероприятия по поддержанию его в работоспособном состоянии.

Постановление от 13.08.2006 г. № 491 дает возможность разделить общедомовые сети на участки, которые:

  • принадлежат собственникам квартир;
  • относятся к общедомовой собственности;
  • находятся на балансе энергоснабжающих или эксплуатирующих организаций.

Конкретные границы между этими участками разделяют ответственность за их содержание между собственниками.

Обязанность по содержанию общедомового имущества

Закон устанавливает, что общее имущество, находящееся во владении собственников и лиц, использующих жилье по договору аренды, необходимо содержать в таком состоянии, чтобы оно отвечало своему предназначению и выполняло свои основные функции, не ограничивало доступ к нему собственников жилых площадей, обеспечивало безопасность отдельных элементов и площадей, и общую безопасность дома, а также проживающих в нем граждан, подлежало своевременному и качественному ремонту.

Содержанием, управлением, ремонтом, и обслуживанием общедомового имущества занимаются владельцы-собственники, а также лица, пользующиеся жильем по договору аренды, либо по их решению сторонние организации. Данным договором устанавливается список работ и услуг, которые входят в обязанности организации. Также договор регламентирует порядок содержания, управления, ремонта и обслуживания организацией общедомового имущества. Все требования, предъявляемые к собственникам, распространяются и в отношении граждан, проживающих в доме по договору аренды.

Кто несет ответственность за состояние

Регулирование общего имущества многоквартирного дома осуществляется с учетом постановления правительства РФ №491 от 13.08.2006. Согласно ему, ответственность несут три стороны:

  1. Владельцы помещений (как жилых, так и нежилых). На их плечи возлагается ответственность за поддержание надлежащего состояния имущества, причисленного к общему.
  2. Органы государственной власти. В их обязанности входит обеспечение контроля за содержанием имущества.
  3. Органы местного самоуправления. Согласно ст.161 ч.4 ЖК РФ они проводят конкурсные мероприятия с целью определения управляющих организаций.

Интересно: согласно ЖК РФ, если многоквартирный дом рухнет в связи с ненадлежащим уровнем его обслуживания, ответственность за это понесут жильцы, а не управляющие компании. Средства на утилизацию будут направлены из их средств.

В идеале собственники жилья должны самостоятельно следить за уровнем выполнения управляющими компаниями своих обязанностей. В случае неисполнения данного пункта, они должны произвести смену подрядчика, либо осуществить переизбрание председателя товарищества. На практике такая сознательность граждан проявляется крайне редко.

Читать еще:  Захват общего имущества многоквартирного дома

Затраты на содержание общедомового имущества несут все жильцы. Размер платежей определяется, исходя из площади жилья, принадлежащего человеку. Эти обязанности остаются и в том случае, если человек не живет по данному адресу. Жители первых этажей, как и все остальные, платят за пользование лифтом.

Необходимость в проведении ремонтных работ определяется на собраниях собственников жилья. Они должны проводиться регулярно, дабы своевременно предупреждать быстрый износ инфраструктуры. На собрании составляется общее решение, в котором представлен утвержденный список необходимых мероприятий.

Замена оборудования

Нередко возникает вопрос о том, кто отвечает за приборы учета коммунальных ресурсов на общих площадках дома и в квартирах. Эти два случая совершенно противоположны.

Оборудование учета электроэнергии, которое находится на этаже, например, общий щиток, принадлежит всем владельцам квартир и входит в перечень общедолевого владения.

Все сети и кабели, проходящие до границ частного жилья – общие. Но их замена и ремонт не всегда проблема управляющих компаний. В большинстве случаев, ремонт вышедшего из строя прибора учета осуществляется средствами всех жителей дома на том основании, что все они являются его владельцами.

Любое оборудование учета, которое расположено на территории приватной собственности, а также его сети и кабеля, являются частными и не составляют перечень общедолевого состояния. В таком случае, ремонт и замена осуществляются средствами владельца квартиры.

Производить ремонт любого оборудования в доме может бригада, выбранная на конкурсной основе собранием дома и председателем домового управления. Но производится ремонт будет исключительно за средства, собранные при участии каждого владельца жилья в доме.

Таким образом, если из строя вышел общий прибор учета, находящийся за пределами квартиры, его ремонт проводится за общий счет всех домовладельцев.

Если прибор учета расположен внутри квартиры и на приватизированной территории, его ремонт и замена проводятся за счет владельца жилплощади.

Условия содержания

Для лучшего понимания гражданских обязанностей лиц, являющихся собственниками недвижимости в многоквартирном доме, на данном вопросе стоит остановиться поподробнее. Так, к примеру, кроме обязанности обеспечивать сохранность и исправность имеющегося общего имущества, проводить проверки, ремонт и следить за санитарно-гигиеническими нормами, граждане должны:

  • Заботиться об освещении всех помещений (чердак, подвал, лестничная клетка, лифт, техническое строение, кладовая);
  • Контролировать уровень температуры и влажности в здании;
  • Заниматься уборкой лифтов, лестничных клеток и иных помещений, имеющих статус совместного имущества жильцов;
  • Заботиться о сборе и вывозе мусора, включая тот, который является результатом ведения коммерческой деятельности арендаторов помещений в доме и придомовых постройках;
  • Соблюдать пожарную безопасность;
  • Содержать и ухаживать за растениями и придомовой территорией (парковка, спортивные и детские площадки, прочее);
  • Контролировать состояние многоквартирного дома в целом;
  • Заниматься сезонными работами на придомовой территории.

На практике весь этот перечень обычно передаётся управляющим компаниям, жилищно-коммунальным хозяйствам или товариществам собственников жилья.

Кто же является собственником общедомового (общедолевого) имущества многоквартирного дома, на основании чего и где деньги, собранные на капитальный ремонт многоквартирных домов?

Как в России реализуются права граждан, как чиновники исполняют законодательство Российской Федерации и как прокуратура за всем этим надзирает и принимает меры прокурорского реагирования…

Читать еще:  Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества

В данном случае речь о многоквартирных домах, которые были построены и сданы в эксплуатацию до появления Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 29 декабря 2004 года и даже до появления Гражданского кодекса Российской Федерации (до 30 ноября 1994 года). И речь не о том, что собственники квартир не хотят платить деньги на содержание, ремонт и капитальный ремонт в частности.

Речь будет о том, как граждан, которые приватизировали или выкупили квартиры в многоквартирных домах, принадлежащих органу местного самоуправления (муниципалитетам). Мягко говоря, поматросили и бросили, хотя не только поматросили, но ещё и подоили…

О том, как должностные лица «потеряли» денежные средства, уплачиваемые гражданами десятилетиями на капитальный ремонт в МУПЖКХ (муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства).

Так как деньги с собственников квартир в муниципальном доме собирали (платили люди в МУПЖКХ), но никакой капитальный ремонт многоквартирного дома за счёт собранных с граждан десятилетиями денежных средств никто и никогда в этих домах не делал. Общедомовое имущество из муниципальной собственности в собственность граждан приватизировавших или выкупивших свои квартиры никто и никогда не передавал. А просто, в один прекрасный момент должностные лица заявили собственникам квартир, что общедомовое имущество ведь ваше вы теперь сами и делайте капитальный ремонт.

Но в данном случае это не совсем так, а точнее совсем не так.

Статьи 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации нам гласят:

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома (общее имущество в многоквартирном доме).

То есть Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации гражданам было дано такое право.

А было ли это право реализовано, если речь идёт о домах, у которых собственник – муниципалитет (орган местного самоуправления)?

Квартиры в таких домах были приватизированы или выкуплены в разное время. Какие-то квартиры были приватизированы гражданами до появления ГК РФ и ЖК РФ, а какие-то квартиры приватизированы или выкуплены после.

Что должно было произойти, чтоб право граждан на общедомовое имущество было реализовано, если у такого имущества есть собственник – муниципалитет, а в силу закона на это общедомовое имущество возникло право у собственников квартир?

Стало ли общедомовое (общедолевое) имущество многоквартирного дома принадлежать гражданам только лишь потому, что законом им было дано такое право? Право дали, вот оно (право) есть, а реализовать его забыли?

Ведь Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 556) нам гласит:

1. Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя — обязанности принять имущество.
2. Принятие покупателем недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.

Если квартиры, приобретаемые гражданами, оценивались и передавались по акту, как этого и требует Гражданский кодекс Российской Федерации, то общедомовое имущество многоквартирного дома никто и никогда не оценивал, и не передавал собственникам квартир таких домов.

Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации при совершении сделок с недвижимостью, недвижимость должна быть оценена и передана по акту. Соответственно, общедомовое имущество и земельный участок на котором расположен многоквартирный дом (так как они являются неотъемлемой частью многоквартирного дома) должны быть, как и имущество жилое (квартиры) оценены и переданы по акту.

Читать еще:  Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете

Никто и никогда не составлял детальный перечень передаваемого общедомового имущества. Не образный перечень прописанный в ст.36 ЖК РФ, а детальный. Многоквартирные дома в большинстве своём типовые, но общедомовое имущество в каждом доме может существенно отличаться в силу разных причин.

Никто и никогда не проводил оценку этого имущества (оценку технического состояния, а также оценку в денежном выражении — стоимость этого имущества).

Не было в принципе документально оформленного факта передачи общедомового имущества многоквартирного дома от предыдущего собственника новым собственникам.

Разве можно в данном случае всего лишь из-за возникшего права у собственников квартир (граждан, которые выкупили или приватизировали квартиру у муниципалитета) на общедомовое имущество считать, что был один собственник общедомового имущества (муниципалитет), а стал другой – гражданин выкупивший или приватизировавший квартиру?

Разве статьи 289, 290 ГК РФ и статья 36 ЖК РФ гласят о том, что при совершении сделки в 1992 году о приобретении (приватизации) квартиры в многоквартирном доме – общедомовое имущество, находящееся в собственности муниципалитета, переходит в собственность граждан, приобретающих квартиру? В каком году появились ГК РФ и ЖК РФ, не забыли? Тем более, если граждане приобретая (приватизируя) квартиру получили по акту приёма-передачи только квартиру, а общедомовое имущество им никто и никогда не передавал. И даже более того, у приобретающих квартиру граждан в договоре указано, что они (новые владельцы квартиры) будут пользоваться общедомовым имуществом, как имуществом муниципальным на основании постановления Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года №415.

Разве статьи 289, 290 ГК РФ и статья 36 ЖК РФ гласят о переходе права собственности на общедомовое имущество? Разве эти статьи регламентируют передачу доли в общедомовом имуществе многоквартирного дома?

Или же в силу статьи 289, 290 ГК РФ и статьи 36 ЖК РФ у собственников квартир в многоквартирных домах лишь возникает право на общедомовое имущество? А чтоб реализовать это право (то есть передать имущество), необходимо уже руководствоваться статьёй 556 Гражданского кодекса Российской Федерации?

Вот и получается, что право у граждан в силу закона возникло, но реализовано оно не было.

Что сделали граждане – собственники квартир? Попытались ли они реализовать свои права?

Попытались ли они вернуть похищенные у них денежные средства? Попытались ли граждане сделать хоть что-то, чтоб положенное им по Закону общедомовое имущество многоквартирного дома было наконец-то капитально отремонтировано, оценено и передано?

Пытались и пытаются до сих пор… Была написана масса заявлений в прокуратуры, ведь именно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав граждан.

Забегая немного вперёд лишь скажу, что администрация муниципального образования письменно подтвердила, что факта передачи общедомового имущества нет и никогда не было, что документы, подтверждающие передачу общедомового имущества (акт приёма-передачи) отсутствуют. Что многоквартирный дом был муниципальным, соответственно, общедомовое имущество также было муниципальным. Что МУПЖКХ (муниципальное унитарное предприятия жилищно-коммунального хозяйства) ликвидировано в 2007 году и правопреемника не было.

Получается, что, никак не оценивая техническое состояние недвижимого имущества (многоквартирного дома), не проводя оценку его стоимости, не передавая это имущество собственникам квартир по акту приёма-передачи. Просто ликвидируют предприятие и говорят, что правопреемника у предприятия не было, мы ничего не знаем и наша хата с краю. Ещё и деньги, уплачиваемые собственниками квартир на капитальный ремонт «потеряли»…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector