Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды бюджетной отчетности

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, (далее в целях настоящей Инструкции — субъекты бюджетной отчетности), на следующие даты: месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

главным распорядителем бюджетных средств — для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;

Формы бухгалтерской отчётности

Отчётность организаций делится на статистическую, налоговую и бухгалтерскую (финансовую). В этой статье мы поговорим о последнем её виде: о её классификации, функциях, формах, сроках представления в госорганы.

Что это и для чего

Бухгалтерская отчётность – это итоговый результат работы бухгалтеров и обобщённая информация о финансовом положении компании. Это также совокупность данных о результатах деятельности предприятия за определённый период времени.

Она невозможна без бухгалтерского учёта – эти понятия всегда идут следом друг за другом. Главной целью её является информирование всех заинтересованных лиц о состоянии дел в компании.

Виды бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская финансовая отчётность – это своего рода финальный шаг, подытоживающий ведение бухгалтерского учёта. Существует определенная классификация бухгалтерской отчётности, которая предопределяет разницу в её составлении.

Виды бухгалтерской отчётности определяются по таким признакам, как её состав, назначение и используемые в ней данные. Соответственно, виды можно классифицировать исходя из:

1. Сферы, для которой составляется бух документация.

2. Времени, за которое она составляется.

3. Того, кем она будет рассмотрена.

4. Количества данных, что содержит.

По первому признаку – для какой сферы составляется – бухгалтерская финансовая отчётность делится на управленческую и налоговую. Управленческая составляется для руководителей организации – чтобы они знали о состоянии дел в компании и на основании данных, содержащихся в бухгалтерской отчётности, могли принимать рациональные управленческие решения. Налоговая же преследует другие цели: выбрать самый подходящий для компании налоговый режим и сократить затраты на налогообложение.

Второй признак – временной – бухгалтерскую классифицирует отчётность на годовую и промежуточную. В годовой прописаны финансовые результаты предприятия за год – соответственно, можно резюмировать об эффективности работы компании за 12 месяцев. Отметим, что срок длиною в год – это стандартный отчётный период для бухгалтерской отчётности. А промежуточная – эта та, что формируется за срок менее года. Обычно составляется за период три месяца, полгода или девять месяцев. Что примечательно для данного вида – в большинстве случаев документация составляется для внутренних потребностей организации и подлежит рассмотрению именно на внутреннем уровне.

Из этого вытекает третий признак деления бухгалтерской финансовой отчётности на виды – это назначение использования, то есть то, кем она будет рассмотрена. Здесь идёт деление на внешнюю и внутреннюю. Отчёты внешние готовятся для всего внешнего поля: государственных органов, инвесторов, кредиторов, банков и т. д. Внешние отчёты нужны сотрудникам и руководству самой организации.

Последний признак – количество содержащихся данных – создаёт такие виды бухгалтерской отчётности, как индивидуальные, сводные и консолидированные отчёты. Различия в этих видах следующие. Индивидуальный – говорит о деятельности одной организации. Сводный составляется методом объединения отдельных отчётов организации. Консолидированный – путём объединения отчётов юридических лиц, связанных друг с другом в экономическом и финансовом плане.

Ключевое отличие последних двух видов в том, что сводная составляется в рамках одного собственника, а консолидированная – в рамках нескольких собственников. Сводная отражает совокупные данные по структурам одного предприятия. А консолидированная отражает данные по разным организациям, то есть объединяет самостоятельные структуры в формате одного большого предприятия.

Итак, разобравшись с видами бухгалтерской отчётности, поговорим о её функциях.

Функции бухгалтерской отчётности

Суть учёта бухгалтерского – в сводке показателей за определённый период времени по всем параметрам хозяйственной деятельности компании. Поэтому суть отчётности бухгалтерского учёта – в систематизации этих показателей и в представлении результатов расчётов, проведённых по ним.

Читать еще:  Что входит в понятие недвижимое имущество

Вне зависимости от видов и форм бухгалтерской отчётности, ею выполняется определённый список функций, для реализации которых она и составляется. На самом деле, этот перечень включает всего две функции:

Информационная. Отчётность по бухгалтерскому учёту представляет собой кладезь информации для заинтересованных лиц. Она говорит о финансовом положении компании. Показывает проистекающие финансовые процессы и их результаты – итоговые и промежуточные.

Контролирующая. Как руководители и собственники компании, так и госорганы, вкладчики, инвесторы и другие внешние заинтересованные лица могут с помощью отчёта получать информацию об эффективности работы данной компании. На основе полученной информации они могут делать выводы – что поменять в её политике, продолжать ли инвестировать, давать ли кредит, соответствует ли её деятельность закону.

Разобрались с классификацией и функциями, теперь перейдём к рассмотрению форм.

Все формы бухгалтерской отчётности

При оформлении документов для подачи бухгалтерского типа отчётности нужно использовать только законодательно установленные формы таких отчётов.

Для чего нужны формы бухгалтерской финансовой отчётности?

Дело в том, что документы при предъявлении должны быть в стандартизированном виде и отвечать требованиям, которые выставляют государственные контролирующие органы. Чётко прописанные и установленные формы облегчают жизнь как сотрудникам компании при составлении, так и государству при проверке.

Формы бухгалтерской отчётности утверждены приказом Минфина России от 2.07.2010 № 66н. Этот документ указывает, для отображения каких данных используются те или иные формы. Стоит отметить, что в этот нормативно-правовой акт регулярно вносятся правки и изменения. Так, одно из последних нововведений – переименование отчёта «о прибыли и убытках» в «о финансовых результатах».

Инструкции по заполнению бухгалтерской отчётности утверждены ПБУ 4/99.

Чтобы понять, что и как должно отражаться в документе, изучим все формы бухгалтерской отчётности по отдельности.

Типовые формы бухгалтерской отчётности делятся на основные и дополняющие формы.

Сначала рассмотрим основные формы отчётности бухгалтерского учёта.

Первая из них – это бухгалтерский баланс. Это главный документ, основа для последующей документации и финальный этап проводимой организацией деятельности. В составе данной формы отчёта бухгалтерского – активы и пассивы, которые дают представление о том, какие средства имеет предприятие и хватит ли их, чтобы покрыть расходы. Данные в балансе группируются в виде показателей по остаткам на счетах бухучёта. При составлении баланса нужно придерживаться правила, что актив = пассив. Его соблюдение доказывает корректность проводимого учёта в организации. На основании баланса анализируются показатели в динамике и изменение удельных весов всех статей баланса за сравниваемые периоды. Ещё проводится анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Вторая из основных форм – это отчёт о финансовых результатах (ранее – о прибыли и убытках). Наглядно показывает расходы и доходы компании за отчётный период, а также итоговый результат – прибыль или убыток. Документ аккумулирует данные по показателям выручки, себестоимости реализации, коммерческим затратам и т. д. Данную заполненную форму также можно анализировать на изменение показателей в динамике, а на основании данных о выручке – проанализировать деловую активность предприятия.

Вышеописанные типовые формы отчётности – это своего рода «скелет» для составления других документов бухучёта. Для полноценного рассмотрения ситуации со всех сторон нужны дополнительные формы.

Поэтому следующие типовые формы бухгалтерской отчётности имеют уже пояснительный и сопроводительный характер.

Отчёт об изменениях капитала – этот документ поясняет операции, повлёкшие за собой перемены в капитале организации. Заполняется только в том случае, если в отчётном периоде были такие операции, например, выпускались акции или был увеличен уставной фонд.

Отчёт о движении денежных средств показывает движение денежных потоков в компании, поступления на счета наряду с их источниками. Документ содержит три раздела, где отдельно учитываются движения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. На основании данных документа также выявляется изменение показателей по той или иной статье.

Отчёт о целевом использовании средств (о целевом финансировании) – нужен для отражения данных по использованию полученных средств. На его основе делаются выводы о правильности их использования. Как правило, этот тип документа нужен некоммерческим организациям (НКО) для информирования об использования ими средств со взносов и прочих безвозмездных поступлений.

Приложение к бухгалтерскому балансу – даёт пояснение по его статьям.

Сдача в госорганы

С 1 января 2020 года произошли некоторые изменения. Так, с 2020 года все юридические лица теперь должны сдавать бухотчётность в ИФНС только в электронном формате (исключение – субъекты МСП). Обязательный экземпляр и аудиторское заключение к нему передаётся через оператора ЭДО, которого компании нужно выбрать и заключить с ним договор. Например, легко сдавать документы в иФНС можно через Такском: на выбор оператор предоставляет веб-версию Онлайн-Спринтер и программную версию Доклайнер. Есть и решение, встроенное в 1С.

Работая в решениях Такском, при заполнении форм образцы не требуются: сервис подскажет, как нужно заполнять те или иные поля, также есть система проверки на ошибки.

Ещё одно из изменений – в обновлении бухгалтерских бланков. Бланки обновлённой бухгалтерской отчётности утверждены приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н (с изменениями от 19 апреля 2019 г.). В сервисах Такском предоставлены только актуальные на сегодняшний день образцы и формы документов. Чтобы вы могли самостоятельно найти образцы бланков, приведём номера форм отчётов по ОКУД:

Читать еще:  Куда обращаться, если бывший муж не платит алименты

Бухгалтерский баланс – ОКУД 0710001;

О фин. результатах – ОКУД 0710002;

О целевом использовании средств – ОКУД 0710003;

Об изменениях капитала – ОКУД 0710004;

О движении ден. средств – ОКУД 0710005.

Также можно скачать бланки документации бухгалтерской на Гарант.ру и КонсультантПлюс.

Сроки сдачи в ИФНС за 2020 год остались стандартными – в течение трёх месяцев с момента окончания отчётного периода, не позднее 31 марта 2021 года.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769)

В Сведениях ( ф. 0503769 ) показатели расчетов по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» отражаются обособленно по самостоятельным объектам учета – обособленно дебиторская и кредиторская задолженность в разрезе видов поступлений, а не обобщенно по контрагенту( Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. № 02-07-05/22161 ).

В Сведениях ( ф. 0503169 ) в подразделе «Доходы» первого и второго раздела подлежат отражению дебетовые/ кредитовые остатки в разрезе контрагентов и оснований возникновения задолженности (постановлений, договоров и т.п.) на начало/ конец отчетного периода по аналитическим субсчетам счета 1 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», а также обороты по этому счету ( Письмо Минфина России от 24 артеля 2020 г. № 02-06-10/34727 ).

Согласно положениям Инструкции № 191н в группе граф 5-8 «изменение задолженности» Сведений ( ф. 0503169 ) отражаются обороты расчетов по счетам аналитического учета счета 0 303 00 000 по соответствующим подстатьям ст. 730 и ст. 830 КОСГУ. При этом в графе 5 отражается общая сумма увеличения дебиторской/ кредиторской задолженности, а в графе 7 соответственно – сумма уменьшения дебиторской/ кредиторской задолженности ( Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. № 02-06-05/32380 ).

В целях формирования Сведений ( ф. 0503169 ) к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. К долгосрочной задолженности не относится задолженность, срок действия которой менее 12 месяцев, но даты начала и окончания исполнения обязательств которой приходятся на разные финансовые годы ( Письмо Минфина России от 3 июля 2020 г. № 02-06-10/57446 ).

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);

По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы , и средства обеспечения — пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);

Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Отражение движения денежных средств на счетах учета

Форма 0503723, представляющая собой отчет о движении денежных средств (ОДДС), предоставляет пользователю информацию о том, как учреждение осуществляет управление денежными потоками. Из него можно увидеть основные статьи притока и оттока ДС учреждения, что дает основания для корректировки методов управления денежными потоками. Для бюджетников не всегда актуально сравнение прибыли и наличия денег, однако проверяющие органы и другие пользователи отчетности могут сравнить траты денег похожих учреждений и выявить, есть ли среди них необоснованные, или найти пути экономии и перенаправления потоков для других целей.

Читать еще:  Исковое заявление о расторжении брака с детьми

Для того чтобы корректно заполнить ОДДС, необходима полная аналитическая информация. Для этого используются забалансовые счета 17 «Поступления ДС на счета учреждения», 18 «Выбытия ДС со счетов учреждения». Они являются дополнительными к балансовым счетам 020100000 «ДС учреждения» и 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным ДС». На них отражаются транзакции по всем счетам учреждения — банковским и лицевым, которые открыты финансовым органом, движение наличных денег, а также денег, выданных из бюджета. Аналитика проводится по кодам КОСГУ.

С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Записи на забалансовых счетах делаются по простой схеме — только по дебету или только по кредиту. На счете 17 фиксируется приход ДС или возврат этих поступлений. Поступления записываются по дебету счета, возврат — также по дебету, но со знаком «минус». Выбытие показывается по кредиту счета 18, а восстановление ДС — по кредиту со знаком «минус».

О правилах, на которых базируется бухучет в бюджетных учреждениях, читайте в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

За проведение образовательного семинара узкой направленности на счет бюджетного учреждения поступили ДС от заказчика в сумме 150 000 руб. Для проведения семинара были заказаны буклеты с информацией по теме, которые стоили 10 000 руб. Учреждение оплатило их после получения.

Поступили ДС от проведения семинара

020121510 «Поступления ДС учреждения на счета в кредитной организации»

020531660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

17 «Поступления ДС на счета учреждения»

Оплачены буклеты поставщику

030226730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

020121610 «Выбытия ДС учреждения со счетов в кредитной организации»

18 «Выбытия ДС со счетов учреждения»

Кто обязан вести бюджетный учет?

Порядок ведения бюджетного учета регулируется Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета*(2).

Юридические лица, которые обязаны вести бюджетный учет, перечислены в п. 2 Инструкции. Это:

  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения, в том числе находящихся за пределами РФ;
  • иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;
  • финансовые органы;
  • органы Федерального казначейства в части отражения на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» операций по кассовому исполнению федерального бюджета.

Кроме того, бюджетный учет ведут:

  • государственные корпорации «Росатом», «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждениям и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Следует отметить, что в обычной хозяйственной деятельности госкорпорации, бюджетные, автономные учреждения и и унитарные предприятия бюджетный учет не ведут, хотя часть их расходов, а зачастую большая их часть и финансируется из бюджетов разных уровней. Бюджетный учет данные юридические лица ведут обособленно от остального бухгалтерского учета, применяют при этом счета бюджетного учета. При ведении бюджетного учета указанные субъекты в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяют код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).

Зачем вести управленческий учет в организации?

Первым и основным преимуществом ведения управленческого учета является получение актуальной картины функционирования бизнеса, что в свою очередь помогает эффективно реагировать на внешние изменения как в периоды кризиса, так и позитивных влияний внешнего мира. Этот вид учета позволяет оперативно корректировать стратегию развития бизнеса с помощью различных метрик и их допустимых значений, выход за которые должен сигнализировать о необходимости изменения стратегии. При этом, информация отражается не только в стоимостном эквиваленте, но в качественном или количественном показателе, что приводит к улучшению восприятия текущего состояния организации.

Еще одним фактором является возможность планирования показателей, что позволяет на основе предыдущих периодов сделать прогнозы по возможным значениям показателей на предстоящие – например, анализировать сезонность при сбыте продукции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector