Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и правовой статус саморегулируемых организаций

Что такое СРО и для чего оно нужно — виды, цены, условия вступления, сроки!

В этой статье мы расскажем Вам, что такое СРО и для чего оно нужно, как изменилось законодательство в этой сфере, какие требования предъявляются к вступающим компаниям и кому не обязательно получать допуск на строительные, проектные или изыскательные работы.

Содержание:

  1. Что такое СРО. Расшифровка
  2. Виды СРО
  3. Что дает членство в СРО
  4. Кому не требуется СРО по ФЗ № 372
  5. Что нужно для вступления в СРО
  6. Цена вступления в СРО

Деятельность современных СРО регулируется № 315-ФЗ

Понятие СРО закреплено в ч. 1 ст. 3 № 315-ФЗ – это некоммерческая организация, которая объединяет предпринимателей одной отрасли производства товаров/работ/услуг, одного рынка товаров/работ/услуг или субъектов профессиональной деятельности одного вида.

Вступая в СРО, каждый член такого некоммерческого объединения берёт на себя обязанности выполнять утверждённые в организации стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 4 № 315-ФЗ).

То есть саморегулируемая организация разрабатывает в соответствии с требованием федерального законодательства и других НПА критерии, которым в своей работе должны следовать все ёё члены. Также в СРО могут быть установлены и дополнительные требования к участникам объединения (ч. 3 ст. 4 № 315-ФЗ).

Для контроля за тем, чтобы участники СРО выполняли установленные требования, в организации создаются специальные органы, которые следят за этим и рассматривают дела в отношении тех, кто нарушает установленные правила работы, определяют наказание (ч. 4 ст. 3 № 315-ФЗ).

По сути это и есть саморегуляция: члены объединения устанавливают критерии своей работы в определённой сфере, основанные на нормах законодательства, и сами следят за тем, чтобы члены СРО их выполняли.

СРО осуществляют свою работу, опираясь на принятый в 2007 г. Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также на поправки к нему, определяющие виды деятельности, для которых членство в них является обязательным. Внутренняя документация разрабатывается правлением и общим собранием компаний-участников. Это положения, определяющие процедуру вступления и требования к членам объединения, размеры взносов, меры дисциплинарных взысканий, предоставление отчетности, обучение и переаттестацию сотрудников, способы контроля за деятельностью компаний и пр.

СРО имеет право оспаривать решения госорганов, идущие вразрез с интересами ее участников. Правление организации уполномочено принимать участие в подготовке законодательной базы, связанной со сферой ее деятельности, и выносить на рассмотрение собственные законопроекты. В отношении своих членов СРО имеет право применять дисциплинарные меры, если был установлен факт нарушения принятых в организации правил и норм.

Саморегулируемое объединение обязано:

  • проверять качество работы компаний-участников;
  • готовить нормативную документацию, регулирующую деятельность членов СРО;
  • создавать условия для повышения квалификации и обучения сотрудников компаний;
  • рассматривать жалобы, поступающие от третьих лиц в адрес участников организации.

Некоторые СРО также занимаются сертификацией услуг и продукции, выпускаемой входящими в ее состав ИП и юридическими лицами.

Становление института СРО в России

Под саморегулируемой организаций в течение всего периода существования данного института было принято понимать объединение лиц или организаций, занятых схожим видом деятельности и обеспечивающих единые стандарты ее осуществления в рамках созданного сообщества. В этом смысле первые СРО на территории России появились еще до революции, в конце XIX века, когда общепринятой практикой стало объединение ремесленников различного профиля в целях обмена опытом и знаниями, а также взаимного контроля за соблюдением требований к качеству выпускаемой продукции.

В Советском Cоюзе для этих целей, как известно, применялись другие механизмы и принципы, поэтому более чем на 70 лет понятие СРО выбыло из понятийного пространства экономики. Тем не менее, после распада СССР вновь встал вопрос о выборе максимально эффективного способа регулирования различных сегментов рынка. При этом немаловажным было, чтобы такой механим обладал функцией самоподдержки, поскольку в условиях становления рыночной экономики у государства попросту отсутствовал достаточный объем ресурсов для обеспечения всеобщего контроля и поддержания заданных требований.

Современные российские СРО

Таким механизмом вновь стали саморегулируемые организации, теперь уже с определенными обновлениями в части их характеристик, которые должны были отвечать современным рыночным реалиям. В течение 90-х и 2000-х годов формирование и развитие данного института происходило посредством самостоятельных и подчас стихийных договоренностей участников рынка. Однако в 2007 году в ситуацию вмешалось государство, которое установило четкие правила игры, внеся необходимую определенность в порядок функционирования СРО.

Речь идет о принятии Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ. Согласно этому нормативно-правовому документу, отныне саморегулируемой организацией могло признаваться только объединение, отвечающее следующим требованиям:

  • наличие в составе такого объединения не менее 25 организаций соответствующего профиля деятельности или 100 частных лиц, занимающихся одним и тем же видом деятельности;
  • наличие у СРО принятого всеми ее членами свода правил и стандартов осуществления деятельности по соответствующему профилю;
  • обеспечение организацией имущественной ответственности каждого входящего в ее состав участника перед потребителями товаров или услуг, выпускаемых членами данного объединения.

Помимо прочего, в целях аккумулирования информации о действующих на территории России СРО и обеспечения учета их работы закон предусмотрел создание единого реестра таких объединений, сделав внесение соответствующей информации обязательным для каждой организации. Согласно п.6 ст.3 315-ФЗ саморегулируемая организация приобретает действительный статус только с момента внесения сведений о ней в этот реестр.

Читать еще:  Квартира в счет алиментов можно ли заменить алименты недвижимостью

Сферы действия СРО

Несмотря на четко определенные формальные требования к саморегулируемым организациям в России, участие в них для представителей тех или иных сегментов рынка пока остается преимущественно добровольным. Единственным исключением из этого правила является сфера, вязанная с возведением зданий и сооружений, в которую включаются такие виды деятельности как непосредственно строительство, а также проектирование и осуществление инженерных изысканий. Для организаций, занимающихся этими видами деятельности, участие в СРО является обязательным — такое требование было введено после отмены лицензирования этого профиля работы, который представляет значительную потенциальную опасность как для сотрудников предприятий, так и для потребителей готовой продукции.

Тем не менее, эксперты полагают, что потенциал применения механизма самостоятельного регулирования далеко не исчерпывается организациями, связанными со строительством. По их мнению, наиболее эффективным такой подход мог бы быть и в других отраслях, включая:

  • туристический сектор;
  • медицинские организации;
  • осуществление автомобильных перевозок;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • арбитражное управление;
  • предоставление услуг по проведению экспертизы;
  • предоставление различных видов услуг на рынке ценных бумаг;
  • некоторые другие виды деятельности.

Ключевые принципы действия СРО

Одним из наиболее важных принципов современной СРО, который лежит в основе эффективности ее работы в части обеспечения контроля объединения за деятельностью каждого из ее членов, является применение механизма общей материальной ответственности перед потребителями товаров или услуг, предлагаемых потребителю тем или иным участником сообщества. С этой целью организация формирует общий компенсационный фонд, создаваемый на основе взносов, предоставляемых каждым членом СРО, и в случае наступления ситуации, связанной с причинением потребителю того или иного вреда либо ущерба, этот ущерб погашается из общего фонда.

Помимо формирования компенсационного фонда, СРО в своей деятельности также выполняет следующие важные задачи, отвечающие целям ее создания:

  • формирование перечня правил и требований к участникам объединения;
  • обеспечение контроля уровня квалификации и профессиональной подготовки персонала;
  • обеспечение контроля качества оказываемых услуг и выпускаемой продукции участников объединения;
  • проверка выполнения требований участниками СРО и выдача свидетельств об участии в организации, а также допусков к различным видам работ.

Для чего необходимо членство в СРО?

Вступление в саморегулируемую организацию может быть обязательным и добровольным.

Обязанность вступления в СРО закрепляется законодательством и означает, что фирма имеет право на проведение работ или оказание услуг в конкретной сфере только при наличии разрешения от саморегулируемой организации. На данный момент, допуск СРО обязателен для таких видов деятельности как строительство, проектирование, инженерные изыскания, аудит, энергоаудит, деятельность сельскохозяйственных кооперативов, кредитных кооперативов, арбитражных управляющих, оценщиков. В случае если организация проводит работы, оказывает услуги без допуска СРО, действия такой компании незаконны, а все выданные документы (например, акт оценки), недействительны.

Добровольное вступление в саморегулируемую организацию зависит от волеизъявления предпринимателей. Саморегулируемые организации, основанные на добровольном членстве, создаются в различных сферах деятельности – ЖКХ, пожарная Состояние защищенности (жизненно важных интересов личности, общества государства) от внутренних и внешних угроз.

«>безопасность , перевозки, недвижимость и т.д. Допуск от таких саморегулируемых организаций подтверждает престиж и надежность компании, ведь СРО создает собственные правила и стандарты, которым подчиняются члены.

Права и обязанности участников НКП

Члены НКП обладают следующими правами:

  • предусмотренными п. 1 ст. 65.2 ГК РФ;
  • перечисленными в п. 3 ст. 8 закона о НКО;
  • бесплатно, если это в данном случае не запрещено законом, пользоваться оказываемыми организацией услугами наравне с остальными участниками (п. 1 ст. 123.11 ГК РФ);
  • предусмотренными учредительными документами, не противоречащими закону.

Права, предусмотренные п. 3 ст. 8 закона о НКО, можно подразделить:

на те, которые обязательно должны быть предусмотрены в учредительных документах;

те, которые могут быть исключены ими или федеральным законом.

Члены НКП имеют следующие обязанности:

  • предусмотренные п. 4 ст. 65.2 ГК РФ;
  • уплачивать членские взносы, а в случае принятия соответствующего решения высшим органом управления — дополнительные имущественные взносы (абз. 1 п. 2 ст. 123.11 ГК РФ);
  • предусмотренные учредительными документами, не противоречащие закону.

В случае нарушения обязанностей к члену НКП могут быть применены санкции, предусмотренные уставом, в т. ч. исключение из партнерства по решению остающихся членов.

Кто обязан быть членом СРО и какие условия для вступления нужно соблюдать

Условия получения допуска СРО

Важно! Каждая саморегулируемая организация может дополнить выше обозначенный перечень на основании внутренних приказов или уставных документов.

Порядок вступления:

  1. Определить уровень ответственности и выяснить;
  2. Выявить, будет ли компания работать с госзакупками и участвовать в тендерах;
  3. Оплатить компенсационные фонды, а также внутренние взносы, установленные самой СРО;
  4. Принятие положительного решения комиссии СРО и получение выписки о членстве.

Требования к специалистам НРС
Как уже было отмечено, для вступления организации в СРО, необходимо наличие не менее двух специалистов НРС, трудоустроенных по ТК.

Читать еще:  Какие документы нужны для развода

К таким специалистам предъявляются особые требования:

  • Наличие высшего образование согласно перечню Приказа Минстроя № 672/пр от 06.11.2020;
  • Инженерный стаж не менее 3 лет, то есть стаж работы в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях с момента выдачи диплома;
  • Общий строительный стаж не менее 10 лет – трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
  • Повышение квалификации по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет;
  • Наличие разрешения на работу (для иностранных граждан);
  • Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Стоимость вступления в СРО и размер взносов

1. Компенсационный фонд – представляет собой накопления, из которых впоследствии возмещается ущерб, нанесенный участником СРО.

Включает в себя:

  • Возмещение вреда – обязателен для всех членов СРО при вступлении и размер таких взносов определяется нормативными актами РФ и зависит от суммы контрактов. Минимальная сумма для строителей составляет 100 тысяч рублей, для проектировщиков и изыскателей – 50 тысяч.
  • Обеспечение договорных обязательств (ОДО) – обязателен для членов, заявивших о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров (необходимо в редких случаях). Минимальная сумма для строителей составляет 200 тысяч рублей, для проектировщиков и изыскателей – 150 тысяч.

2. Вступительный взнос – выплачивается один раз при вступлении в СРО.
Размер устанавливается организацией и составляет минимум 5 тысяч рублей.

3. Членский взнос – ежемесячный взнос, размер и период уплаты которого устанавливает сама СРО.
Как правило, составляют 5-15 тысяч рублей.

4. Страхование гражданской ответственности – есть не во всех организациях.
Размер суммы составляет 5-20 тысяч рублей.

5. Целевой взнос – его платит СРО за организацию в НОСТРОЙ (для строителей) или НОПРИЗ (для проектировщиков и изыскателей).

Верховный Суд разъяснил вопросы правопреемства саморегулируемых организаций

27 февраля Верховный Суд вынес определение по делу о возможности процессуальной замены национальным объединением СРО его члена, исключенного из реестра саморегулируемых организаций, в споре о перечислении последним взноса в компенсационный фонд новой организации, куда он перешел.

Обстоятельства дела

Общество «Адеко» обратилось в арбитражный суд с иском к ассоциации СРО «Солидарность», в котором требовало перечислить на счет другой ассоциации СРО («РОС “Развитие”») ранее внесенный взнос в компенсационный фонд ответчика в размере 300 тыс. руб. Суд удовлетворил требования истца, который получил исполнительный лист после вступления судебного акта в силу.

Впоследствии по заявлению истца суд произвел замену должника на общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ) в порядке ст. 48 АПК РФ.

Апелляция отменила определение первой инстанции, отказав обществу в удовлетворении его требования. Вторая инстанция отметила, что перечисление исключенной из госреестра СРО средств компенсационного фонда на специальный банковский счет НОСТРОЙ не влечет правопреемство последнего в материальных правоотношениях. Следовательно, отсутствуют основания для замены стороны в порядке процессуального правопреемства. Свою правовую позицию апелляция обосновала ссылками на ст. 48 АПК и п. 14 ст. 55.16 ГрК РФ.

Кассация отменила данное постановление, оставив в силе определение первой инстанции. При этом окружной суд исходил из того, что НОСТРОЙ является правопреемником ассоциации «Солидарность», поэтому ответчик обязан перечислить средства компенсационного фонда на счет новой СРО, в которую вступило общество по региональному признаку. Суд подчеркнул, что права на средства компенсационного фонда исключенной из реестра организации переходят к национальному объединению, членом которого она являлась, поэтому обязанность по перечислению денежных средств из компенсационного фонда ассоциации «Солидарность» перешла к НОСТРОЙ.

Выводы ВС

Не согласившись с судебными актами, ассоциация НОСТРОЙ обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указала, что вступившее в силу решение арбитражного суда в настоящее время исполнено путем списания денежных средств с ее счета, а не со специального банковского счета, на котором денежные средства отсутствовали, поскольку ассоциация СРО «Солидарность» из 622,6 млн руб. средств компенсационного фонда перечислила только 1,4 млн руб.

Представители заявителя также пояснили, что в нарушение установленного порядка ООО «Адеко» не обращалось в НОСТРОЙ с заявлением о перечислении денежных средств компенсационного фонда на счет третьего лица. В свою очередь представитель общества не оспаривал, что НОСТРОЙ не является универсальным правопреемником ассоциации СРО «Солидарность».

Изучив обстоятельства дела № А40-56088/2017, Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС18-19739, которым отменил судебные акты первой и кассационной инстанций, оставив в силе постановление апелляции.

Верховный Суд отметил, что перемена лица в обязательстве может быть результатом общего (универсального) правопреемства, в результате которого все права и обязанности лица, возникшие в силу различных оснований, переходят к другому лицу (лицам). Универсальное правопреемство, отмечается в определении, имеет место в случаях, прямо указанных в законе, – например, в случае смерти гражданина, а также прекращения юрлица в результате реорганизации.

Читать еще:  Алименты на двоих детей

Суд добавил, что единичное (сингулярное) правопреемство, т.е. в отдельном материальном правоотношении, влечет процессуальное правопреемство, когда по закону допускается переход отдельных субъективных прав (права собственности, уступка требования, перевод долга).

ВС подчеркнул, что замена судом в порядке процессуального правопреемства должника, не исключенного из ЕГРЮЛ и продолжающего осуществлять деятельность, на ассоциацию НОСТРОЙ была продиктована тем, что сведения об ассоциации СРО «Солидарность» были исключены из госреестра СРО приказом Ростехнадзора. В указанном случае средства компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств СРО в недельный срок с даты исключения сведений зачисляются на специальный банковский счет национального объединения СРО, членом которого являлась такая организация. Указанные средства могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности СРО по обязательствам членов такой организации (ч. 14 ст. 55.16 ГрК в редакции Закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ).

В случае исключения сведений о СРО из госреестра и принятия ИП или юрлица в члены другой саморегулируемой организации, указанные лица вправе обратиться в национальное объединение СРО с заявлением о перечислении зачисленных на его счет средств компенсационного фонда на счет новой организации.

ВС пояснил, что из положений ГрК не следует, что к национальному объединению СРО переходят все права и обязанности исключенной из реестра организации. Следовательно, НОСТРОЙ не может быть признан ее универсальным правопреемником и отвечать перед кредиторами указанной организации полностью и своим имуществом, а также не является ее правопреемником в отдельном материальном правоотношении, поскольку средства компенсационного фонда поступают на его специальный банковский счет в силу закона – он не может отказать в их зачислении и использовать в иных целях, кроме предусмотренных законом.

Кроме того, размер обязательства по перечислению средств на счета других СРО, принявших в свой состав членов исключенной из реестра организации, не может превышать размер средств, фактически поступивших на счет национального объединения. При ином подходе, отмечается в определении, обязанность по перечислению таких средств за счет имущества национального объединения будет фактически носить характер субсидиарной ответственности по обязательству исключенной организации, в то время как такая ответственность должна быть прямо предусмотрена законом.

Мнения экспертов

Комментируя позицию высшей судебной инстанции, адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова отметила, что в подобных случаях суд не может произвести замену должника, поскольку отсутствуют как материально-правовые основания для замены ответчика, так и основания, предусмотренные ст. 48 АПК. По словам эксперта, ВС поддержал ранее озвученную в Определении от 21 января 2019 г. № 307-ЭС18-23943 (в деле с похожими обстоятельствами) позицию о невозможности процессуального правопреемства.

«ВС исходит из того, что исключение ответчика из реестра СРО не повлекло переход к НОСТРОЙ, являющейся национальным объединением саморегулируемых организаций, установленной ч. 13 ст. 3.3 Закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ обязанности по перечислению ранее внесенных обществом средств в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации, в которую общество перешло по региональному принципу, – пояснила адвокат. – Учитывая, что ответчик не исключен из ЕГРЮЛ, перемены лиц в обязательстве не произошло, следовательно, оснований для правопреемства не имеется».

По мнению Валерии Аршиновой, ВС четко разъяснил, что в таких спорах национальное объединение саморегулируемых организаций не может быть признано универсальным правопреемником СРО и отвечать перед ее кредиторами полностью и своим имуществом. «Для устранения различного толкования ст. 55.16 ГрК и во избежание дополнительных судебных тяжб необходимо внесение соответствующих изменений в законодательный акт, основанных на практике ВС», – полагает эксперт.

Юрист Содружества земельных юристов Зинаида Слепцова отметила, что согласно сложившейся практике при исключении СРО из государственного реестра права и обязанности в отношении средств компенсационного фонда переходят к национальному объединению саморегулируемых организаций. «При такой трактовке суды неоднократно отказывали в перечислении денежных средств компенсационного фонда в новую СРО на основании того, что национальное объединение не указано в качестве ответчика (соответчика) по делу», – пояснила она.

При этом эксперт добавила, что данный вывод необоснованно возлагает на национальные объединения безоговорочную обязанность по перечислению денежных средств компенсационного фонда в новую саморегулируемую организацию, в том числе, за счет собственного имущества объединения. «Однако, как справедливо отметил ВС, п. 14 ст. 55.16 ГрК не подразумевает правопреемства национального объединения по обязательствам исключенной СРО», – подчеркнула она.

Вместе с тем, отметила Зинаида Слепцова, п. 16 ст. 55.16 ГрК предусматривает право членов исключенной СРО на обращение в национальное объединение с заявлением о перечислении денежных средств, зачисленных на его счет, в новую СРО. «Представляется разумным, что такие денежные средства могут быть перечислены только при их фактическом зачислении на счет национального объединения. В противном случае ответственность за неперечисление средств компенсационного фонда на счет новой СРО должна лежать на исключенной организации», – резюмировала эксперт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector