Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конституционные обязанности граждан в рф понятие характеристика

Обязанности человека и гражданина РФ — пояснениие основных пунктов, закрепленных в Конституции РФ

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

  • Обязанности гражданина РФ: какие они есть
  • Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России
  • Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей
  • Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными
  • Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования
  • Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках
  • Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов
  • Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов
  • Обязанности человека и гражданина защищать отечество
  • Комментарии

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.

Что такое права и обязанности гражданина, какими нормативными документами они определяются

Права гражданина — это перечень свобод и полномочий, положенных ему с рождения. Отобрать их не может никто, а ограничить могут некоторые законы. Например, преступники, которые совершили уголовные преступления, будут иметь ограничения по праву передвижения (невыездные граждане). В целом всё, что прописано в Конституции, является аксиомой права.

Также есть разного рода кодексы (гражданский, уголовный, семейный). В них содержится более конкретная информация, описание типовых конфликтных случаев, инструкции к действию.

Есть устав или внутренний распорядок предприятия, согласно которому работники или партнёры должны соблюдать правила и вести себя соответственно.

Ни один из документов не может противоречить Конституции, так как она является основой любой правовой системы.

К сожалению, практика показывает обратное. Сейчас Конституция не является основным источником права, так как некоторые законы, инициативы и правки противоречат ей. Например, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, чтобы выйти на диалог с властью и озвучить своё мнение.

На деле же, любой митинг разгонят силой, а сам процесс согласования превращается в «собеседование». Процедура подачи заявки носит уведомительный характер, то есть нужно уведомить администрация города, где, когда и по какому поводу будет происходить митинг.

Конституционные обязанности граждан

Они представляют собой требования, которые государство предъявляет к индивидам, находящимся на территории страны. Права и обязанности граждан неотделимы друг от друга. Возможность реализации первых предполагает ответственность. Обязанности гражданина РФ действуют не только непосредственно на территории России. Требования к поведению могут предъявляться в том случае, если индивид представляет интересы государства, других людей или общества.

Духовные или культурные возможности граждан

Законодательно предусмотрен самостоятельный выбор реализации талантов и способностей. Гражданин имеет право на правдивое освещение событий в стране и мире.

Участие в культурной жизни страны или города, свободное пользование объектами культуры: библиотеками, театрами, кинотеатрами, парками. Доступ к культурным наследиям в музеях по всей стране.

Возможность на обязательное бесплатное образование, с выбором формы обучения. К обязательным относятся: начальное, основное и среднее образование. К профессиональному относят высшее, профессиональное образование. Его также может получить любой желающий бесплатно, по конкурсу.

Заключение

Для любого государства гражданин – это и тот, кого необходимо защищать, и ценный резерв. Страна заинтересована в том, чтобы среди населения было много патриотов, а молодёжь не уезжала за границу.

Однако не только гражданин обязан любить Родину. Государство тоже должно создавать условия, в которых умные и талантливые люди смогут себя проявить и принести пользу обществу.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да никто не обязан родину любить, гражданин должен жить по закону своего государства, а не любовью с ним заниматься. В США, кстати, гражданство дается в том числе и по праву почвы, может поэтому наши элиты любят туда ездить детей рожать?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 24

Конституционное право Российской Федерации: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ. ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Конституционное право РФ – основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения:

• конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти;

• правовое положение личности;

• государственное (национально-территориальное) устройство государства;

• организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Форма государства – это устройство государственной власти, включая приемы и методы осуществления государственной власти (форма политического режима), порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления (форма правления), а также порядок взаимоотношений между центральными и региональными органами власти (форма государственного устройства).

Объектом конституционного права, т. е. сферой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права (предметом этой отрасли права) является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти, включая отношения между человеком и государством.

Читать еще:  Трудовой договор с водителем

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, часто встречаются метод обязывания и метод запрещения, которые вместе образуют так называемый императивный метод. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двустороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Основы отношений типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.

Элементами конституционно-правовых правоотношений являются субъекты, объект, содержание, юридический факт.

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно- правовых отношений.

Они делятся на следующие виды: 1. Государство. 2. Субъекты РФ. 3. Государственные органы и учреждения. 4. Органы местного самоуправления. 5. Общественные объединения (в частности, политические партии). 6. Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты разнообразны.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным юридическим фактам относятся, в частности, многочисленные акты – документы различных государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, как нормативного (содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц), так и индивидуального характера.

По виду наступающих последствий различают следующие категории юридических фактов: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим составом.

3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»).

5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).

6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).

7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002 г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).

9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами

Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Читать еще:  Начальник предвзято относится что делать

Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

закон «О государственной границе Российской Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;

общевоинские уставы и др.

Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

Федеральный закон «Об обороне»

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации.

4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств.

Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Читать еще:  Ударили дверью на парковке что делать

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»

Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.

Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Военная доктрина

В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:

16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Общевоинские уставы

Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector