Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водозаборная скважина как объект недвижимого имущества

Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения — лицензии. Она дает право в течение определенного срока пользоваться участком недр в определенных границах. Это возможно только на платной основе.

Лицензию на право пользования недрами могут получить юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также индивидуальные предприниматели. Физическим лицам такая лицензия не выдается.

По закону лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения. Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

Лицензия на право добычи подземных вод выдается на 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе потребуется копия устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины. На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик: налог взимается за каждую тысячу кубометров воды. При этом размер налоговой ставки зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна. Глубина залегания извлекаемых подземных вод в данном случае значения не имеет: величина налога на артезианскую воду и воду, получаемую из верхнего слоя почвы, будет одинаковой.

Частые вопросы по учету водозаборных сооружений

Когда регистрация скважины на воду физическим лицом необходима?

Если физическое лицо предполагает использовать скважину для предпринимательской деятельности, то возникает необходимость оформить водозаборное сооружение в полном объеме. Правда здесь речь идет уже о переходе из статуса физлица в статус юрлица.

Как оформить скважину на воду для физ лиц?

Как уже отметили в этой статье – физическое лицо не имеет возможности для оформления водозаборных скважин. Если это необходимо, то придется для начала получить статус юридического лица в виде:

  • Индивидуального предпринимателя;
  • Главы крестьянского фермерского хозяйства;
  • Или иной форме.

Мы юрлицо и пробурили скважину – что делать дальше?

Если скважина пробурена на основании лицензии, то выполнять условия. Если лицензии нет, то приложить максимум усилий для ее получения.

За какие скважины надо платить налог?

Налоговые платежи за пользование подземными водами и за объект недвижимости установлены для водозаборных скважин принадлежащих юридическим лицам.

Сколько времени занимает постановка скважины на кадастровый учет?

При хорошем стечении обстоятельство поставить скважину на кадастровый учет можно за 2 – 4 месяца. Если возникнут трудности, то процесс может занимать и 2 и 3 года.

Артезианская скважина как объект недвижимости имеет свои особенности?

Артезианскими обычно называют скважины на известняк. Они практически всегда подлежат лицензированию, а следовательно и должны быть оформлены в качестве недвижимой собственности если принадлежат юридическому лицу.

Почему скважина как объект недвижимости должна быть поставлена на учет?

Дело в том, что скважины у юридических лиц являются объектами налогообложения. Кроме этого в ряде случаев постановка на учет связана с обеспечением безопасности водозаборных сооружений и систем водоснабжения.

Когда регистрация права собственности на скважину не нужна?

Не являются объектами недвижимой собственности и не могут быть поставлены на учет скважины принадлежащие частным лицам (на момент написания статьи).

Лицензирование и регистрация

Итак, если вы решили обеспечить себя на долгие годы качественной водой из артезианской скважины, готовьтесь не только к серьезным расходам (которые, впрочем, быстро себя окупят), но и к долгим хождениям по инстанциям для получения всех необходимых разрешительных документов.

Совет. Избежать волокиты можно, если поручить бурение не малоизвестной фирме или частникам, а специализированной компании, специалисты которой возьмут на себя не только работы по изготовлению и оборудованию, но и оформление всей документации.

Организация также должна иметь лицензию (как на фото) на проведение подобных работ

Как получить лицензию

Лицензию на право пользования недрами необходимо получить до начала бурения.
Для этого собираются следующие документы:

  • Согласование расчета водопотребления, выполненного по утвержденным нормативам (отдел водных ресурсов в территориальном бассейновом управлении Федерального агентства водных ресурсов).
  • Заключение на проектирование (территориальный центр Государственного мониторинга состояния недр).
  • Заключение о пригодности участка, отведенного под бурение, для создания на нем зоны санитарной охраны (Роспотребнадзор).

Обратите внимание. Такое заключение выдается только в том случае, если в радиусе 30 м от скважины нет никаких строений и деревьев, в радиусе 200 м нет источников биологических загрязнений (свалок, канализационных септиков и т.п.), а в радиусе 300 м нет источников химических загрязнений (заводов, фабрик, автозаправок). Кроме того, инструкция требует, чтобы в грунте на глубине до 30 м не было никаких трубопроводов.

Скважина должна находиться на открытом месте в экологически чистой зоне

  • Документы на участок: свидетельство о праве собственности (либо договор на аренду земли), генплан застройки территории, кадастровый паспорт, ситуационный план.

Все эти документы сдаются в региональный Департамент по недропользованию, где после их изучения вам и выдадут лицензию.

Как зарегистрировать скважину

После завершения бурения и обустройства скважины необходимо заняться организацией зоны санитарной охраны, без которой регистрация права собственности на скважину невозможна.
Для этого в соответствии с Санитарными нормами и правилами 2.1.4.1110-02 следует выполнить следующие мероприятия:

  • Спланировать участок для отвода поверхностных вод;
  • Огородить зону отчуждения вокруг скважины, ограничив несанкционированный доступ к гидротехническому сооружению;
  • Благоустроить её, посадив газон и построив дорожки с твердым покрытием.
Читать еще:  Статья за кражу чужого имущества

Для регистрации необходимо иметь проект артезианской скважины, который должен пройти государственную экологическую экспертизу. Этот документ составляет организация, производившая её бурение и установку оборудования.

Вода – это богатство, которое нужно беречь

Затем требуется получить от Роспотребнадзора заключение о качестве подземных вод, их пригодности для использования в хозяйственно-питьевых нуждах. Заключительный этап – постановка скважины на учет с присвоением ей Государственного водного кадастрового номера.

Важно! Регистрационные документы всегда должны быть доступны для проверяющих органов, поэтому не стоит держать их в городской квартире.

Получение лицензии нужно на сооружение скважины глубиной более 50 метров. Перед там, как подавать заявление на лицензирование, нужно собрать пакет документов. Действия следующие:

Получение разрешения на геологическое изучение недр.

Регистрация работ в инстанции.

Получение техзадания на проведение работ.

Разработка проекта на поиск и исследование недр. Он затем проходит геологическую экспертизу.

Согласование проектной документации.

Оценка объемов воды, ее качества, проведение химико-бактериологических исследований. Сбор данных о дебите воды.

Создание проекта гидротехнического сооружения.

Получение в Роспотребнадзоре санитарного эпидемиологического заключения.

Надзор за выполнением всех работ.

Экспертиза, регистрация и лицензирование скважины.

Весь процесс лицензирования скважины не быстрый и достаточно трудоемкий, в среднем на него уходит 6-12 месяцев. Лицензирование проводит специальная комиссия, которая затем выдает разрешительную документацию.

Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду

На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:

  • Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
  • Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», с изменениями;
  • Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583 . Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.

Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц – 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.

Что можно по закону без регистрации и лицензии

Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.

Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:

  • Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
  • Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
  • Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
  • Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.

Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.

Подробности

Как найти воду на участке

Выбирая подходящее оборудование для источника, проводят работы по разведке, чтобы определиться с местом постройки. Участок должен обеспечивать бесперебойный забор жидкости.

Выделяют два основных способа, как выбрать место:

1.С помощью горшка. Данный способ известен давно, его применяли в деревнях. Метод определения не требует денежных вложений. Потребуется горшок из глины, имеющий объем один литр с сухими гранулами силикагеля. Наполненный камушками горшок взвешивают, вес надо запомнить. Горшок оборачивают тканью, заглубляют в грунт примерно на полметра. Спустя сутки горшок изымают, взвешивают. Разница в весе покажет количество жидкости, которую забрали в себя камушки. Так горшок размещают в разных местах на участке, по весу определяют место, в котором вода располагается ближе к верхнему краю земли.

2.С помощью наблюдения. Чтобы не прибегать к услугам компаний для узнавания гидрологический особенностей участка, применяют метод наблюдения. В местах, в которых влага лежит высоко к поверхности, по утрам собирается туман. В теплый день над этим местом клубятся мошки.

Особенности устройства водозаборных источников

Перед строительством скважины необходимо сделать ее схему. Внешне это шахта в виде круга, но на практике это сложная конструкция, потому что нужно укрепить стенки скважины от разрушения. В этих целях применяют обсадную трубу. Скважины имеют простой принцип действия. В шахту опускают насос, с помощью которого забирают жидкость из скважины. Сам насос подводят к трубопроводу водоснабжения.

Читать еще:  Размер ставки налога на имущество физических лиц

Схема, по которой проводят обустройство скважины:

1.Выбирают место под скважину.

2.Роют приямок, который имеет размер окружности около двух метров, глубину примерно два метра. Когда будет достигнут водоносный слой, стенки шахты укрепляют: бетоном или обшивкой из дерева. Это служит защитой от обрушения во время холодов.

3.В центр приямка ставят бурильное оборудование, пробивают скважину. В частном доме скважину делают своими руками, применяя треногу, желонку, трос и обсадную трубу.

Внимание! Производительность конструкции, тип почвы, глубина горизонта скважины влияет на выбор типа источника.

Особенности пробивки скважины

Желонку прикрепляют к тросу, который перевешивают через треногу. Первая секция обсадной трубы устанавливается под углом в 90 градусов от него. Ее следует монтировать под строгим контролем. Желонку опускают внутри трубы, вытаскивают на поверхность, и снова бросают. Под своим весом она пробивает почву. Когда желонка опустится примерно на 50 сантиметров, устройство поднимают для очистки от почвы, затем продолжают работу.

Процесс ведут до того, как не достигнут нужную глубину, постепенно наращивая обсаду.

Внимание! Для бурения скважины можно нанять специализированную бригаду, которая с помощью спецтехники быстро пробурит скважину, но стоить это будет дорого.

Фильтр из гравия

Гравием усыпают дно источника для защиты от проникновения в воду известняковых частиц с песком. Слой фильтра содержит среднего и мелкого размера частицы. Как правило, требуется около двух ведер гравия.

Монтаж гидрозатвора

Гидрозатвор устанавливают для защиты скважины от дождевой, талой воды. Его сооружают с помощью глины, которую выкопали, когда рыли шахту. В качестве арматуры применяется фибровая стружка, которую добавляют в глину около пяти процентов от всей смеси.

Глину следует развести, как густую сметану, добавить стружку, смешать. Далее этот раствор заливают в зазор вокруг обсады, который имеет коническую форму. Глина будет сохнуть одну неделю.

Фильтр на обсадной трубе

Фильтр устраивают на обсадной трубе снизу, пока ее не погрузили в почву. Следует просверлить отверстия сечением 3 миллиметра в 2 метрах от низа трубы. Намотать в этом месте проволоку плотным слоем, без нахлеста. Концы нержавеющей проволоки приваривают к трубе.

Другим способом организовать фильтр считается установка специальной сетки на конец трубы с отверстиями. Данный метод обойдется дешевле. Сетка прослужит около десяти лет, а из проволоки фильтр простоит до пятидесяти лет.

Обоснование:

Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункты 1, 2) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет.

При этом в силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Из анализа Критериев N 1029 следует, что категорирование объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в зависимости от вида осуществляемой деятельности на объекте.

При этом добыча подземных вод вообще не предусмотрена Критериями N 1029, что, на первый взгляд, исключает необходимость отнесения скважин к какой-либо категории объектов, оказывающих НВОС.

В свою очередь, Законом N 7-ФЗ (статья 69) предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона N 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 65 Закона N 7-ФЗ федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

По смыслу подпункта «б» пункта 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, если на объекте осуществляется деятельность по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения, то такой объект подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а, значит, в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Читать еще:  Как разделить лицевой счет в неприватизированной квартире

Иными словами, поскольку осуществляется деятельность, связанная с добычей подземных вод (с пользованием участками недр на основании лицензии на пользование недрами), то объекты добычи (скважины) подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а потому и учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объекты, оказывающие НВОС.

Критериями N 1029 объекты, деятельность на которых связана с различного рода пользованием участками недр (в первую очередь, добычей полезных ископаемых), определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (пункт 5 Критериев N 1029). Тем самым, к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, можно отнести объекты добычи подземных вод (в том числе скважины).

Такова официальная позиция уполномоченного ведомства — Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В частности, на официальном сайте Южного Межрегионального управления Росприроднадзора отражена позиция по вопросу о постановке на учет объектов добычи подземных вод и разъяснено, что объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом «б» пункта 6 Критериев N 903.

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Следует признать, что в судебной практике вышеизложенный подход нашел поддержку.

Например, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики (Решение от 10.06.2019 N 21-53/2019), рассматривая требование МУП об отмене актов о привлечении к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ за не постановку на учет артезианских скважин для добычи пресных вод как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отклонил доводы МУП о том, что скважины не относятся к подлежащим постановке на учет объектам, оказывающим воздействие на окружающую среду, и признал, что скважины МУП, как объекты, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого их хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой, подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом «б» пункта 6 Критериев N 903. Аргументация суда была очень сходной с той, что изложена в предостережении инспектора.

В вопросе указано, что часть участков, указанных в лицензии на пользование недрами (со скважинами), продана другим юридическим лицам.

При этом сами по себе скважины не могут быть проданы.

Более того, в соответствии с Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности только в строго определенных случаях, в частности, дочернему юридическому лицу; созданному (учрежденному) пользователем недр новому юрлицу (см. часть 1 статьи 17.1).

В этих случаях лицензия на пользование участком недр полежит переоформлению (порядок переоформления лицензии можно найти в приказе Минприроды России от 29.09.2009 N 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр»; при пользовании участками недр местного значения руководствоваться следует законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации).

Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 2395-1 или иными федеральными законами (часть 7 статьи 17.1 Закона N 2395-1).

Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector