Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность управляющей компании за непредоставление информации

Управляющие компании не торопятся отчитываться перед собственниками жилья. Как бороться?

Новому Жилищному кодексу уже более четырех лет, однако целый ряд статей его до сих пор или не работают, или работают далеко не в полной мере. Это статьи 36, 162, 161 и другие. Среди них статья 162 имеет, на мой взгляд, особое социальное значение: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год».

Если внимательно изучить материалы Интернета, правовых систем Гарант и Консультант, публикаций в СМИ, то мы с большим трудом обнаружим информацию об отчете компаний, управляющих многоквартирными домами. Почти после годового изучения данной проблемы удалось обнаружить информацию о том, что этот вопрос хоть как-то решается только в четырех городах РФ — в Курске, Туле, Пензе и Иваново.

После более чем года борьбы с управляющей компанией МУ «ЖКХ Дзержинского района» на ее сайте наконец-то появился отчет для жителей дома по улице Землячки, 26. Хотя он и не подтвержден сметами и бухгалтерскими документами — все же это уже шаг вперед.

Обязанности управляющих компаний

В ст. 24 Конституции РФ говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право гражданина охраняется ст. 140 Уголовного кодекса.

Так как управляющая компания (УК) обязуется (за плату) оказывать коммунальные и жилищные услуги и выполнять соответствующие работы, а также отчитываться перед собственником жилого помещения, то по сути договор управления соответствует агентскому договору, определенному Гражданским кодексом РФ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. В ходе исполнения агентского договора согласно ст. 1008 ГК РФ агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. К отчетам должны быть приложены документы, подтверждающие расходы, произведенные агентом за счет принципала.

Недопустим отказ УК в ответ на требование о предоставлении отчета по мотивам коммерческой тайны. В законе № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. понятие «коммерческая тайна» определено так: конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности представляется собственникам только в отношении деятельности по управлению их многоквартирным домом и в отношении их собственных средств.

Согласно определению, данному в экономическом словаре, отчет — составленные по определенной форме сведения, данные о деятельности организации, компании за определенный прошедший период. На сегодняшний день форму отчета компании, управляющей многоквартирным домом, удалось обнаружить только в городе Иваново, где издано соответствующее Постановление главы города Иваново от 14 октября 2008 г. № 3183 «О типовой форме ежегодного отчета управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме о выполнении договора управления за предыдущий год».

Что должен содержать отчет управляющей компании?

Имея свой опыт борьбы за право получить отчет от своей УК, изучая отчеты управляющих компаний в вышеуказанных городах, приходишь к выводу, что компании ограничиваются общими цифрами, из которых не ясно, на что конкретно потрачены деньги.

Думаю, отчет должен содержать следующие сведения: общая жилая и нежилая площадь, которая находится в собственности, общая сумма денег, собранная с жителей за услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, все виды услуг и то, в каком объеме они предоставлялись в течение года. В конце выводится фактическая ставка за квадратный метр: сумма оплаченных средств за выполненные работы делится на общую площадь жилых и нежилых помещений и на 12 месяцев. В результате получится фактическая ставка (цена) предоставленных услуг в расчете на 1 квадратный метр площади собственника. Форма отчета произвольная. Санитарное содержание и текущий ремонт общего имущества можно показать более детально, указав суммы, потраченные на уборку, дератизацию, вывоз мусора, ремонт фасада, фундамента, кровли, внутренней отделки чердака, подвала, систем центрального отопления, водоснабжения, лифтов и т. п. Но управляющая организация должна быть готова предоставить по запросам собственников дополнительное подтверждение предоставления услуг — акты выполненных работ по официально утвержденной форме КС-2, бухгалтерские документы, подтверждающие покупку стройматериалов по сложившимся рыночным ценам.

Читать еще:  Самоотвод судьи в уголовном процессе

Необходимо дать и законодательное определение, что же такое отчет управляющей компании по управлению многоквартирным домом. Такие определения мы найдем в отношении, к примеру, бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. » — это определение изложено в законе № 129-ФЗ «О бухгалтерском отчете» от 21.11.1996 г.

Сюда же можно добавить законодательно установленные определения кредитного отчета, отчета об оценке, бюджетной отчетности и т. д.

Жестче должна быть установлена ответственность за непредоставление управляющими компаниями отчетов. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо активнее применять и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, и Уголовный кодекс РФ (ст. 140), так как преступление может быть совершено в результате неправомерного отказа либо в результате предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации.

Отчет должен быть по каждому дому, доступен для каждого собственника помещений многоквартирного дома в любое удобное время. И уже дело собственника — знакомиться с ним или нет, но прокуратура должна иметь право делать выборочную проверку исполнения ст. 162 Жилищного кодекса. Нет отчета — возбуждение уголовного дела. Понятно, что такое положение можно прописать только в федеральном нормативно-правовом акте.

Ответственность управляющей компании за не предоставление информации собственникам жилья.

Субъективная сторона непредоставления отчета вполне может характеризоваться умыслом. Виновный осознает, что он неправомерно отказывает в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию. В этом случае лицо явно предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан и желает или допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Субъектами преступления согласно статье 140 Уголовного кодекса могут быть лишь должностные лица, обладающие информацией, которую они обязаны были предоставить гражданину. Здесь сомнений быть не может — Жилищный кодекс в п. 11 ст. 162, прямо обязывает предоставить отчет по управлению многоквартирным домом.

О существовании проблемы, необходимости ее решения законодательным путем высказался директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин на онлайн-конференции в газете «Аргументы и факты» в феврале 2009 года. На вопрос, заданный в ходе обсуждения проблем ЖКХ председателем комитета по поддержке собственников жилья при Волгоградской ТПП Игорем Вихоревым, он ответил следующим образом: «Я могу сказать, что абсолютно правильно поставлен вопрос. На сегодня получить отчет о деятельности УК иногда бывает сложно, а для простого жителя практически невозможно. Необходимо разработать пакет законов, регламентирующих деятельность УК. Этой проблемой мы уже озаботились. Если все будет хорошо, нас поддержат, то такой законопроект летом мы постараемся внести в правительство».

Здесь стоит добавить выдержку из публикации в февральском номере журнала «Деньги», которая как нельзя лучше характеризует сложившееся положение дел в практике реализации ст. 162 Жилищного кодекса: «Несмотря на то, что Жилищный кодекс обязал все управляющие организации — и частные и государственные — отчитываться перед собственниками жилья, МУПы по-прежнему хранят свои финансы в секрете».

«Мне чудом удалось ознакомиться с финансовой документацией одной из государственных управляющих компаний, после чего я окончательно понял, что бороться с ними бессмысленно, — рассказывает руководитель одного из московских ТСЖ, воюющих за смену управляющей компании. — Там, например, была такая строчка: «пять миллионов рублей на ведение реестра зеленых насаждений». Очевидно, что из этого бизнеса их не выгнать никогда». Трудно не согласиться с автором этих строк — простому гражданину потребовать отчет управляющей компании — сродни покуситься на устоявшиеся, неконтролируемые крупные финансовые потоки, которые без вмешательства государства никто не отдаст.

Ситуация с реализацией ст. 162 Жилищного кодекса в ее нынешнем состоянии имеет и ряд других негативных последствий. Согласно Федеральному закону № 185-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах могут принять участие в 5-процентном финансировании капитального ремонта своего дома, однако здесь вполне резонно бытует мнение, что эти деньги «уйдут в песок». Как и те, что жители ежемесячно платят по коммунальным платежкам.

Ясно и другое: непрозрачность ЖКХ явно не способствует консолидации общества, создает социальную напряженность. И это уже начинают понимать в некоторых регионах. Так, жители Пензы в марте текущего года вместе со счетами за коммунальные услуги получили финансовый отчет из муниципальной управляющей компании: куда и на что были потрачены их средства в минувшем году. Инициатива снять гриф секретности с фонда, который формируется за счет собираемых с населения средств, принадлежит пензенской мэрии. Местные чиновники ратуют за прозрачность движения «народной копейки» и понуждают коммунальщиков вести строгую отчетность перед плательщиками. Таким образом власти надеются снять социальную напряженность и убедить граждан в оправданности роста тарифов. Несомненно благое дело, а пока все чаще вспоминаются слова из публикации «Кто душит ТСЖ в Волгограде?»: «И то самое смутное чувство, что тебя тихонько грабят». И чтобы это прекратить, необходимо в срочном порядке на федеральном уровне принимать нормативный правовой акт, позволяющий в целях соблюдения социальных прав и гарантий граждан поставить компании, управляющие многоквартирными домами, в жесткие правовые рамки и обеспечить доступ граждан к информации, что позволит знать, как расходуются деньги, которые они ежемесячно платят за коммунальные услуги.

Читать еще:  Порядок реабилитации в уголовном процессе

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. На данный момент большинство заказчиков коммунальных услуг — жителей многоквартирных домов пока являются «молчунами», безропотно передающими право управления своим жильем компаниям, услуги которых им навязывают муниципальные власти. К этому можно добавить только то, что муниципальный монополист нынче почти повсеместно заменен частным без какой бы то ни было конкурентной схемы отбора. А бизнес просто так свои позиции сдавать не будет.

Уголовное законодательство о непредставлении сведений

Непредоставление информации УК РФ регламентирует статья 140.

Содержание указывает на состав преступления, совершённый уполномоченным сотрудником государственной структуры, который заключаются:

  1. В незаконном игнорировании требований физического лица получить какие-либо сведения, затрагивающие интересы.
  2. В выдаче ограниченной либо намеренно искажённой информации.

В обоих случаях преступные деяния должны нанести вред гражданину, обратившемуся в такую организацию.

Обратиться за требуемой информацией могут граждане России и лица других государств.

Непредоставление либо несвоевременное предоставление запрашиваемых сведений в государственной компании должно считаться наказуемым деянием. Эти преступные действия нарушают социальное положение людей, влияют на ведение бизнеса, а в определённый момент могут быть угрозой жизнедеятельности.

Необходимые сведения предоставляются:

  • государственными учреждениями;
  • муниципальными органами и иными органами самоуправления;
  • сотрудниками государственных учреждений, ответственных за это направление работы.

Если управляющий такой организации не обеспечивает исполнения требований закона посредством действий своих подчинённых, то автоматически становится соучастником.

Сведения, с которыми хочет ознакомиться физическое лицо, на практике могут иметь форму:

  1. Документов судебного дела.
  2. Расчётов налогообложения из налогового органа, касающихся заявителя.
  3. Сведений о начислении и перерасчёте пенсии.

Необходимость получить какую-либо информацию возникает у граждан для обеспечения социальных гарантий.

Отказ в выдаче документов может стать правомерным, если данные содержат секретную информацию либо ограничены в распространении.

Требования о нераспространении сведений продиктованы соблюдением конституционных норм в отношении личности.

Игнорирование норм закона об обеспечении граждан информацией подпадает под действие статьи 140 Уголовного кодекса РФ. Определить истинную причину отказа в выдаче сведений сложно. На практике может основываться на незаконных отговорках и обещаниях, намеренном замалчивании, игнорировании обращения либо элементарной халатности.

Выявить нарушение закона при игнорировании заявленных требований о выдаче необходимой информации можно при настойчивости заявителя. Решающую роль сыграет важность сведений, которые не были предоставлены работниками госструктуры, обладающей ими.

Примером совершения действий, выразившихся в неисполнении обязанностей по информированию в установленном законом порядке и подпадающих под нормы 140 статьи УК РФ, считаются:

  • отказ выслушать заявителя;
  • наличие надуманной причины о занятости и откровенное нежелание разговаривать с клиентом;
  • ложь об отсутствии нужных сведений;
  • обман, заключающийся в предоставлении недостоверной информации;
  • предоставление части сведений.

Действия, совершённые сотрудником юридического лица, не выдавшим требуемых документов, расцениваются по правилам преступных проявлений, затрагивающих персональные интересы людей.

Куда уходят деньги?

С 2019 года размер платы за содержание общего имущества определяет общее собрание собственников помещений в доме. При этом ДУК вправе предлагать размер платы за 30 дней до проведения общего собрания. По словам эксперта, предложение должно содержать расчет тарифа и его обоснование. Если он больше, чем минимальный тариф, установленный органами власти, то управляющая организация обязана объяснить, почему тариф превышен — сколько стоит каждый вид работ и услуг, которые собирается оказывать ДУК. Проект тарифа должны разместить на информационных досках у каждого подъезда.

Фото: BANKNN.RU

ДУК должен вести учет платы (кто платит за ЖКУ, а кто нет), его прямая обязанность — правильное и своевременное распределение средств по лицевым счетам. Если есть расхождения по размеру оплаты и срокам оприходования (разнесения по лицевым счетам) денег, эти случаи нужно документально фиксировать, запрашивать сверки расчетов и выписки движения по лицевому счету, а затем жаловаться на действия/бездействия ДУКа.

Ответственность управляющей компании

Кодексом об Административных Правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания объектов коммунальной собственности, а также их ремонта:

  • должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 5000 рублей;
  • юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 50000 рублей.

Также законодательно закреплена административная ответственность управляющей компании за нарушение лицензионных требований в виде штрафа до 300 тысяч рублей.

Читать еще:  Список должников по налогам физических лиц

Если штрафные санкции не смогут нормализовать работу управляющей компании Государственная жилищная инспекция может обратиться в суд. По решению суда управляющая компания может быть лишена лицензии.

По решению общего собрания собственников помещений управляющая компания может быть заменена.

Необходимо помнить, что чем активнее вы будете защищать свои права, тем меньше нарушений будет допущено и тем лучше станет жить в доме.

  • Центральный
    • Москва
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Воронежская область
    • Ивановская область
    • Курская область
    • Костромская область
    • Калужская область
    • Липецкая область
    • Московская область
    • Орловская область
    • Рязанская область
    • Смоленская область
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тамбовская область
    • Ярославская область
    • Московская межрегиональная транспортная прокуратура
    • Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Главная военная прокуратура
    • Статьи и заметки
  • Северо-Западный
    • Санкт-Петербург
    • Архангельская область
    • Вологодская область
    • Калининградская область
    • Ленинградская область
    • Мурманская область
    • Новгородская область
    • Псковская область
    • Республика Коми
    • Республика Карелия
    • Ненецкий АО
    • Северо-Западная транспортная прокуратура
  • Приволжский
    • Кировская область
    • Нижегородская область
    • Оренбургская область
    • Пермский край
    • Пензенская область
    • Республика Татарстан
    • Республика Мордовия
    • Республика Башкортостан
    • Республика Марий Эл
    • Саратовская область
    • Самарская область
    • Ульяновская область
    • Удмуртская Республика
    • Чувашская Республика
    • Приволжская транспортная прокуратура
  • Дальневосточный
    • Амурская область
    • Еврейская АО
    • Забайкальский край
    • Камчатский край
    • Магаданская область
    • Приморский край
    • Республика Саха (Якутия)
    • Республика Бурятия
    • Сахалинская область
    • Хабаровский край
    • Чукотский АО
    • Дальневосточная транспортная прокуратура
    • Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
  • Сибирский
    • Алтайский край
    • Иркутская область
    • Красноярский край
    • Кемеровская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Республика Хакасия
    • Республика Тыва
    • Республика Алтай
    • Томская область
    • Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Западно-Сибирская Транспортная прокуратура
    • Восточно-Сибирская Транспортная прокуратура
  • Северо-Кавказский
    • Карачаево-Черкесия
    • Кабардино-Балкария
    • Республика Ингушетия
    • Северная Осетия
    • Ставропольский край
    • Чеченская Республика
    • Республика Дагестан
  • Южный
    • Астраханская область
    • Волгоградская область
    • Краснодарский край
    • Ростовская область
    • Республика Калмыкия
    • Республика Адыгея
    • Республика Крым
    • Севастополь
    • Южная транспортная прокуратура
  • Уральский
    • Курганская область
    • Свердловская область
    • Тюменская область
    • Ханты-Мансийский АО
    • Челябинская область
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Уральская транспортная прокуратура

Прокуратурой г. Магадана проведена проверка по обращению жительницы города о непредоставлении управляющей компанией ООО «Управляющая компания «Уютный дом» отчета о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг.

Установлено, что заявитель обратилась в управляющую компанию с заявлением о представлении информации о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг. Указанное обращение получено управляющей организацией, о чем имеется подпись директора компании.

Между тем, управляющей организацией ответ на указанное обращение не направлен, что подтверждается объяснениями директора компании.

По данному факту заместителем прокурора г. Магадана в отношении ООО «Управляющая компания «Уютный дом» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ (нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации)

Дело направлено на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию по Магаданской области.

Требования к письменному заявлению

Возможны разные причины по которым УК не отвечает на заявления собственников в срок — от неисполнения ее работниками своих должностных обязанностей до потери документа. От части из них граждане могут оградить себя еще на моменте подачи заявления, для этого требуется соблюсти несколько формальностей, которые значительно увеличивают вероятность получения ответа в срок:

  • в наименовании заявления должно быть указание на предмет обращения (“заявление о перерасчете коммунальных платежей”);
  • обязательно наличие контактной информации для связи с заявителем — почтовый адрес, номер телефона;
  • обращение необходимо составлять в двух экземплярах (либо снять с оригинала копию), на втором в канцелярии или приемной будет сделана отметка о дате получения обращения и проставлен входящий номер. Таким образом, в дальнейшем будет проще выяснить судьбу документа.

Дополнительная ссылка в тексте документа на нормативный акт, устанавливающий срок ответа управляющей конторой на заявление собственника, увеличивают шансы на его своевременное получение заявителем. Запросы или обращения в ТСЖ следует оформлять таким же способом. Далее остается отслеживать установленный для ответа срок.

Ответственность за непредоставление ответа

Санкции для УК зависят от того, какой именно закон ею был нарушен. Если ответ не был предоставлен в нарушение ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ, наступает ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ, предполагающей наложение штрафа до 10 000 руб.

Если УК не передана своевременно техническая документация, она может попасть под санкции ст. 7.23.2 КоАП РФ, где предусмотрен штраф до 200 000 руб.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector