Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка проживания иностранного гражданина по месту регистрации

Фиктивная прописка: как проверить подлинность регистрации

Устроиться на работу, записать ребенка в детский сад и школу, получить льготы и субсидии, оформить СНИЛС, ИНН или ИП — это не все права, которые дает гражданину наличие прописки. Но права тесно связаны с обязанностями и реализуются через их исполнение. Обязанность получить прописку закреплена законом. Явная практическая выгода, а также простота документа влекут за собой случаи поддельной регистрации, поэтому следует знать, как проверить прописку на подлинность.

Проверка регистрации

Как проверить регистрацию иностранного гражданина в УФМС?

С необходимостью проверки достоверности документа о регистрации, как правило, сталкиваются работодатели.

Правила оформления на работу иностранных граждан достаточно жесткие и их несоблюдение карается серьезными штрафами.

Так как в РФ действует закон о защите персональных данных, такие сведения могут быть предоставлены только в ответ на письменное обращение с указанием причин запроса.

Работодателю (его представителю) необходимо явиться в отделение УФМС, где предположительно был поставлен на учет иностранный гражданин (далее — ИГ), и подать заявление о предоставлении информации.

В заявлении указываются следующие данные:

  1. Сведения об ИГ (Фамилия Имя Отчество, серия, номер миграционной карты, если есть).
  2. Основания для запроса сведений о регистрации.
  3. Причины сомнений в подлинности документов.
  4. Обращение можно отправить и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сотрудники УФМС в письменной форме предоставят необходимые данные об ИГ.

Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе

Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.

Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.

КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов

Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).

Читать еще:  Как правильно заверить копию трудового договора

Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.

В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.

В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.

Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.

Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.

Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.

При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.

Адвокаты оценили выводы Суда

По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания. «Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст. 40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».

«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.

Читать еще:  Мне поцарапали машину и скрылись что делать

Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.

По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров. «Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории. И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.

Похожие вопросы

Знакомая оформила временную регистрацию трем иностранным гражданам в квартире, которой она владеет (обещали помочь с ремонтом). За месяц до этого ею же был заключен договор о сдаче в аренду этой квартиры. На днях к ее арендаторам пришел участковый с целью проверить нахождение иностранных граждан по месту временной регистрации. Иностранцев, естественно, не застал. Зато застал арендаторов. Снял копию договора аренды (физическое лицо с физическим лицом) и взял с них показания, что никаких иностранцев они никогда в квартире не видели, что живут они давно и платят на аренду исправно.

Вопрос: что грозит знакомой и что посоветуете делать?

Соседка по коммунальной квартире, чтобы выжить меня из собственной комнаты, почти ежедневно совершает ложные вызовы полицейских, часто приводит на квартиру участковых. 23 марта она привела на квартиру двух участковых. Один из них категорически отказался показать удостоверение, другой долго упирался, все требовал, чтобы я показала ему свой паспорт, а свое удостоверение не показывал. Мне это показалось странным, явно прослеживался коммерческий интерес. Потом он его предъявил. Он пояснил, что соседка в устной форме жаловалась на меня. Я ему объяснила, что она сегодня хулиганила, бросала в меня кастрюли, веники (они валялись на полу на кухне), бросила в меня ведро с порошками и тряпками. Попросила его составить протоколы осмотра места происшествия и административного правонарушения, участковый отказался это сделать. Он также отказался проверить документы, регистрацию по адресу нашей квартиры, у соседа-осетина, который целыми днями сидит дома, не работает и не учится, скрывается, угрожает меня вышвырнуть из квартиры, принуждает меня продать ему комнату. Участковый потребовал, чтобы я написала заявление. Второй участковый пошел к соседу в комнату. Когда я спросила есть ли у соседа регистрация. Он ответил, что это закрытая информация, Должен ли был, участковый составить протокол об админ. Правонарушении, должен ли он был проверить регистрацию у соседа, должен ли был второй участковый сообщить мне о наличии (или отсутствии регистрации у соседа)?

Сдали квартиру иностранным гражданам, сделали им регистрацию на три месяца. Потом уехали в другой город. Через полгода они уехали, пришел участковый и говорит — была фиктивная регистрация, необходимо было сделать регистрацию ещё через три месяца, а мы не сделали. Прав ли участковый?

31.01.2014 закончился договор аренды помещения. Арендатор готов его сдать с учетом естественного износа, но арендодатель не принимает помещение, т.к. он считает, что арендатор обязан сделать в помещении ремонт. Подскажите, что делать арендатору. Если обратиться в суд, то как правильно оформить просительную часть: либо обязать арендодателя принять помещение в связи с окончанием договора аренды, либо расторгнуть договор аренды и обязать принять помещение в надлежащем состоянии с учетом естественного износа.

Заключила договор аренды комнаты в коммунальной квартире для проживания свой дочери-студентки. Арендодатель является собственником комнаты. Временную регистрацию в этой комнате он делать отказался. Агент посоветовала сказать соседям, что мы являемся родственниками собственника комнаты, чтобы было меньше проблем с соседями. Но есть соседка по коммунальной квартире, которой до всего есть дело, она говорит что если мы арендуем комнату, то на это нужно согласие соседей, что тогда мы не можем пользоваться местами общего пользования, поскольку договор аренды только на комнату, что обязательна нужна регистрация. Права ли соседка? Можно ли проживать без регистрации, если есть договор найма?

Заключила договор аренды комнаты в коммунальной квартире для проживания свой дочери-студентки. Арендодатель является собственником комнаты. Временную регистрацию в этой комнате он делать отказался. Агент посоветовала сказать соседям, что мы являемся родственниками собственника комнаты, чтобы было меньше проблем с соседями. Но есть соседка по коммунальной квартире, которой до всего есть дело, она говорит что если мы арендуем комнату, то на это нужно согласие соседей, что тогда мы не можем пользоваться местами общего пользования, поскольку договор аренды только на комнату, что обязательна нужна регистрация. Права ли соседка? Можно ли проживать без регистрации, если есть договор найма?

Я устроилась В ОВД, в г. Спб. постоянной или временной регистрации в Спб не имею. На момент трудоустройства сделала временную на три месяца. Сейчас она истекла. Скорее всего с меня опять спросят регистрацию. Вопрос: на сколько я знаю регистрация не является обязательным документом при трудоустройстве. Если же я не права то на основании какого закона и какой именно статьи они имеют права обязать меня сделать регистрацию. Если же я права то каким законом и статьей я могу воспользоваться что бы отказать им?

Читать еще:  Как расчитывается размер алиментов из заработной платы

Ответственность за отсутствие прописки

Отсутствие документов о прописке чревато административным наказанием в виде штрафа (ст. 18.8 КоАП России). Его величина — от 2000 до 5000 рублей.

Если проверка регистрации иностранного гражданина по базе покажет, что в России он находится без разрешающих документов, ему выпишут запрет на въезд в РФ и даже вправе депортировать. Запрет на въезд устанавливают на разные сроки: на год, на 3, 5 или 10 лет. Его разрешено обжаловать, но сделать это сложно.

Иностранцам важно помнить, что по приезде в Россию необходимо встать на миграционный учет. Тогда вопрос, как проверить временную регистрацию иностранного гражданина, не принесет никому никаких проблем.

Важно стать предельно внимательным при оформлении прописки при помощи посредника. Обычно это частные фирмы или физлица. Если документы будут оформлены с ошибками, их аннулируют, а иностранцу грозит наказание. Оптимально пользоваться услугами проверенных посредников или делать все самостоятельно.

По образованию журналист. Окончила Башкирский государственный университет в 2012 году.

Опыт работы – свыше 10 лет. Публиковалась в печатных изданиях, затем ушла в копирайтинг и сетевую журналистику.

Проверка подлинности

Существуют разные способы, как проверяется регистрация иностранного гражданина. Кроме него самого, отправить запрос о соответствии информации могут работодатели, а также микрофинансовые организации (банки не выдают кредит иностранцам). Стоит рассмотреть существующие способы, посредством которых можно проверить действительность прописки по месту пребывания на территории РФ для жителей СНГ и других стран.

Через МВД

Один из наиболее простых и эффективных способов проверки – это личное обращение в отделение полиции. Там требуется представить сотрудникам сам регистрационный документ, а также паспорт. Они проведут проверку в базе данных МВД, после чего сразу же предоставят ответ.

По базе УВМ

Также можно проверять временную регистрацию по базе ФМС (сегодня УВМ). И, несмотря на то, что они находятся в структуре МВД, для получения информации уже требуется заполнить заявление:

  • ФИО, дата, а также место рождения заявителя;
  • период и адрес, где человек по проверяемому документу зарегистрирован;
  • паспортные данные;
  • подпись и дату.

К заявлению прикладывается сама справка о поставке на миграционный учет/регистрации. Ответ сотрудники УВМ должны дать в течение 3 рабочих дней.

По месту пребывания

Быстрее всего можно проверить настоящий статус справки через участкового полицейского. Он отправит внутренний запрос, а также лично посетит указанный адрес для проверки сведений, после чего сообщит соответствующую информацию.

Запрос по почте

Узнать состояние регистрационного документа можно также, отправив запрос через обычную почту. Подобный способ более долгий за счет пересылки писем и составляет 30 дней + время пересылки. В письме должно содержаться заявление лица, его данные и информация о прописке.

По телефону

Малоэффективный и неудобный способ. Причина в сложности дозвона сотрудникам УВМ. К тому же сотрудникам запрещено передавать третьим лицам информацию, ведь они не смогут установить личность звонящего. Даже если они и сообщат какие-то сведения, они не имеют никакой юридической силы. Таким способом можно только записаться на прием для личного посещения отделения.

Онлайн-проверка

Выполнить проверку временной регистрации онлайн возможно посредством портала Госуслуги. С этой целью следует открыть личный аккаунт, где в разделе регистрации указать:

  • свои паспортные данные;
  • тип регистрации;
  • регион, а также адрес прописки.

Дальше указывается проверочный код (Капчу), после чего нажимается «Отправить запрос» и ожидать получения результата. Однако подобный вариант может использоваться исключительно гражданами России. Причина в невозможности через Госуслуги проверить миграционный учет иностранцев.

Через посредника

Выполнять проверку, поддельная или нет регистрация посредством обращения к посредникам – это малоэффективная затея. Причина в том, что доступ к базам, где содержится необходимая информация, имеют только сотрудники МВД, а также УВМ. За счет этого все сведения, которые предоставляют промежуточные фирмы, часто некорректные и не имеет никакой юридической силы.

Что такое черный список ФМС

Это результат проверки миграционной службой иностранных граждан на предмет нарушения правил пребывания на территории России. Все случаи правонарушений фиксируются в специальной базе данных (так называемый черный список ФМС) и на основании этих сведений некоторые иностранцы становятся не въездными. При этом служба УФМС не берет на себя функцию сообщения о том, что человек попал в ЧС. Это становится известно при попытке пересечения границы.

Проблемы могут начаться и у иностранцев, находящихся на территории России. Если происходит проверка паспортов в ФМС правоохранительными органами (это распространенная практика), то иностранного гражданина, по каким-либо причинам попавшего в ЧС управления миграции, ждет депортация из страны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector