Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Принцип возвратности — одолженное нужно вернуть

Принцип возвратности означает, что заемщик обязан вернуть кредитору всю одолженную сумму денег с процентами по схеме, определенной в кредитном договоре. Он не может распоряжаться этим капиталом как собственным и обязан изыскать средства для погашения долга.

Нарушение принципа возвратности наносит кредиторам крупный финансовый ущерб. Чтобы защитить себя от убытков, платежеспособность клиентов тщательно проверяется, а возможные риски подлежат страхованию. Также банки создают специальные резервы на случай невозврата займов.

«Бери» отдельно, «плати» отдельно: ВС разъяснил принцип Take or pay

В рамках договорной конструкции Take or pay можно отказаться от своих прав, но не от обязанностей. Это значит, что заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор, но все еще будет обязан выплатить оговоренную сумму контрагенту. Это следует из мотивировочной части определения коллегии Верховного суда по экономическим спорам по иску «ОТЭКО-Портсервис» к Kaproben. Опрошенные Право.ru юристы надеются, что это сделает судебную практику по договорам формата «бери или плати» более последовательной и защитит поставщиков. Но бизнес все еще ждет, что такой механизм напрямую пропишут в законодательстве, добавляют эксперты.

История вопроса

В феврале 2019 года российская «ОТЭКО-Портсервис» заключила договор оказания услуг по экспедированию, перевалке и хранению каменного угля для заказчика, швейцарской Kaproben Handels AG. Kaproben обязалась своевременно предъявлять оператору уголь для перевалки в оговоренных объемах в рамках принципа Take or pay («бери или плати»). Таким образом, швейцарская компания должна была оплачивать недопоставленный объем угля по стоимости перевалки. Договор действовал до 2023 года.

В сентябре 2019-го Kaproben уведомила российскую компанию, что выходит из договора в одностороннем порядке. «ОТЭКО-Портсервис» посчитала, что условия соглашения этого не позволяют.

Компания обратилась в АСГМ с иском о признании одностороннего отказа от сделки незаконным (№ А40-328885/2019). Суд поддержал позицию «ОТЭКО-Портсервис»: ни нормы Гражданского кодекса в отношении смешанных договоров, ни условия самого соглашения не подразумевают его одностороннего расторжения.

Иного мнения оказался 9-й ААС. Он счел, что речь идет о договоре возмездного оказания услуг. А от его исполнения п. 1 ст. 782 ГК позволяет отказаться в одностороннем порядке. Принцип «бери или плати» не закреплен в российском законодательстве, а его применение в договоре не умаляет закрепленного в Гражданском кодексе права на односторонний отказ от исполнения договора. Кассация подтвердила эту позицию.

Как уточнили суды, Kaproben должен компенсировать российскому контрагенту фактически понесенные для исполнения договора расходы.

А затем их решения оценила Экономколлегия.

Позиция ВС

ВС подтвердил, что договорные отношения формата Take or pay напрямую не урегулированы в российском законодательстве. Но близкие к этому принципу механизмы содержатся в некоторых правовых актах (например, в Правилах поставки газа). Само это условие не образует особый вид договора, но стороны вправе его включить, и суды не должны его игнорировать.

Условие «бери или плати» состоит из двух обособленных, но тесно связанных между собой обязательств, полагает Экономколлегия:

  • заказчик вправе получить услуги в оговоренном объеме, причем реализация этого права зависит только от воли заказчика;
  • заказчик обязан заплатить исполнителю оговоренную сумму, независимо от того, воспользовался ли он этим правом.

Получение этой платы – право контрагента. Это не нарушает принципа возмездности, поскольку заказчик в такой конструкции получает дополнительные преимущества, которые имеют самостоятельную стоимость, подчеркивает ВС. Например, это резерв производственных мощностей, внеочередное и гарантированное обслуживание в любое время, фиксированная или сниженная цена.

Формат «бери или плати» не нарушает принцип возмездности, потому что заказчик получает дополнительные преимущества, например, резерв мощностей, внеочередное обслуживание, фиксированная или сниженная цена.

Что же касается вопроса о допустимости отказа от договора, Экономколлегия напутствует помнить: отказаться можно от реализации своего права, но не обязанности. Заказчик на будущее отказывается от возможности требовать от второй стороны предоставления услуг и освобождает исполнителя от соответствующей обязанности («бери»). Но заказчик не может так просто отказаться от своих обязанностей перед исполнителем («плати») . Их выполнение можно рассматривать как плату за отказ от договора, указал ВС.

Сам по себе отказ заказчика от договора не нарушает имущественных прав российской компании, так как «ОТЭКО-Портсервис» не утратила права потребовать от Kaproben согласованных договором платежей. Но фактически истец просил в рамках судебного спора о компенсации фактически понесенных расходов.

Экономколлегия решила оставить решения апелляции и кассации в силе, но исключила из мотивировочной части определений нижестоящих инстанций упоминание о компенсации расходов, так как могло показаться, что эта сумма – единственное, на что «ОТЭКО-Портсервис» вправе притязать. Тогда как это могут быть и договорные платежи, которые оператор может потребовать позже.

Бизнес ждет правовой определенности

Судебная практика по таким соглашениям до сих пор была противоречивой, а сторона, в пользу которой в договор вносили условие «бери или плати», часто не получала правовой защиты, считает Надежда Хан, ведущий юрист практики разрешения споров A-PRO A-PRO Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × . В 2014 и 2015 годах ВС указывал, что плату за отказ от договора установить нельзя (№ А27-17274/2013, А40-186044/2013). Постановление Пленума ВС от 22 ноября 2016 года № 54 несколько изменило практику, но единого подхода пока не выработали, говорит Хан.

Российские суды обычно квалифицируют условия Take or pay в качестве неустойки за неисполнение обязательства стороной, либо заранее оцененных убытков, говорит Кирилл Барановский, старший юрист Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 6 место По выручке Профайл компании × . Поскольку это условие призвано защитить поставщика от финансовых потерь, такой подход имеет право на существование, полагает он. Его косвенно закрепляет и определение ВС, когда оценивает условие «бери или плати» как форму ответственности за неисполнение обязательства, отмечает Барановский.

Читать еще:  Продать часть квартиры без согласия второго собственника

Советник DLA Piper DLA Piper Федеральный рейтинг. × Алина Кудрявцева, которая представляла интересы компании Kaproben в Верховном суде, напоминает, что принцип Take or pay пытались ввести в российскую правовую систему в 2018 году, когда Минэкономразвития разработало соответствующие поправки в ГК. Но их так и не приняли. Кудрявцева полагает, что этот спор станет важным сигналом для законодателя о том, что запрос на такое регулирование у крупного бизнеса есть.

Хан же полагает, что в российском праве уже существуют все необходимые нормы для реализации принципа «бери и плати». Вопрос в их толковании.

При этом в рамках этого спора речь шла только о принципиальном праве заказчика отказаться от договора, напомнила Кудрявцева. В этом отношении ВС, по сути, подтвердил выраженную ВАС еще в 2014 году в постановлении Пленума о свободе договора и ее пределах позицию. Значение для практики будет иметь предстоящий спор о последствиях такого отказа, указывает Кудрявцева.

Цели, порядки и принципы проведения контроля в таможенном деле

В 2021 году абсолютно все пропускные точки, расположенные на демаркационных линиях Российской Федерации, оборудованы качественными инспекционно-досмотровыми комплексами. В рамках таких учреждений работают сотрудники ФТС, отвечающие за реализацию надзорных процессов в момент транспортировки различных грузов через страну.

Специалисты проводят мероприятия по исчислению и взиманию государственных адвалорных, специфических и комбинированных пошлин. Каждая подобная зона оборудована в соответствии с современным прогрессом. На территории точек присутствует ряд технических средств (ТС ТК). Правила использования таких устройств также регламентируются законодательством. К их числу относятся, например, комплекты досмотровых зеркал, автоматические детекторы валют, наборы инструментов, щупы, штампы для проставления дат и пр.

Понятия, цели, сроки проведения, стадии и технологии таможенного контроля – это вопросы, разбираться с которыми придется, наверное, каждому участнику внешнеэкономической деятельности. Однако любой предприниматель, работающий на экспорт, знает, что до проблем, связанных с инспекцией, еще нужно дойти. До процессов непосредственного пересечения границы товар проходит через множество стадий, в плане производства, маркировки, учета, складского размещения и пр.

Все перечисленные мероприятия, несомненно, нуждаются в автоматизации. Оптимизировать рутинные процессы, связанные с помарочным учетом товара поможет специализированное программное обеспечение, выпуском которого занимается компания «Клеверенс». Например, софт «Склад 15», используется магазинами, производственными учреждениями, а также компаниями, работающими в сфере e-commerce.

Выборочность

Современная экономика – это невероятная сфера, в рамках которой задействуются сотни тысяч различных процедур. Даже самые небольшие компании, функционирующие во внешнеэкономическом формате, транспортируют через границу огромное количество всевозможных товаров. Проверить каждый из них нереально – уполномоченные органы попросту не справятся с таким объемом работ, реализация которых к тому же должна выполняться с определенным уровнем скорости.

Поэтому в каждом отдельном случае структурные подразделения ФТС могут выбирать форму и схему проведения инспекционных работ самостоятельно. Конечно, принимаемые специалистами решения строятся на основании множества факторов, рекомендованных, в том числе и профильным законодательством. Однако общая суть принципа выборочности заключается в том, что сотрудники каждого отдельно взятого управления уполномочены определять, какие именно грузы и транспортные средства будут подвержены качественной проверке. Контроль в Таможенном союзе проводится именно по этому нормативу.

Правило предоставляется в формате официально зафиксированного регламента, прописанного в п. 6.2 Киотской конвенции. В соответствии с произведенными статистическими исследованиями средний инспекционно-досмотровый пункт может досмотреть только 5% от всех проходящих через ответственную зону изделий. Поэтому пограничники должны избирать форму и схему профильных операций, исходя как из экономических интересов страны и желания предотвращения правонарушений, так и с учетом параметров оптимальности.

Обязательность

Человек, посмотревший большую часть законодательных норм, касающихся инспекционных мероприятий, реализуемых на пропускных постах, сможет сделать как минимум одно, чрезвычайно важное заключение. Оно состоит в том, что исследованию может быть подвергнуто буквально все: любой товар, продукт, изделие, автомобиль и пр. В рамках международных перевозок специалисты проверяют разнообразные формации транспортируемых объектов, руководствуясь, например, уже представленным принципом выборочности.

Обратите внимание: конечно, бывают и исключения, которые, как мы знаем, выступают в роли подтверждения общеустановленных нормативов и правил. Так, по закону, досмотровым операциям не может подвергаться личный багаж глав государств, а также членов их семей.

Использование системы управления рисками: для чего нужен таможенный контроль, осуществляемый органами власти

Методика СУР основана на правилах, внедряемых с целью максимальной эффективности использования ресурсов ФТС и прочих аналогичных правительственных организаций, функционирующих, например, на территории других стран. Применение подобной технологии сопряжено с определенным понятийным аппаратом, в соответствии с которым специалисты вводят и устанавливают степень вероятности несоблюдения отдельными лицами мер государственного пограничного регламента.

Обозначенный в России в 2021 году четырехуровневый сервис администрирования, создает все условия, необходимые для правильной и грамотной работы головного ведомства. Основная цель системы управления рисками заключается в оптимальном распределении возможностей и ресурсов сотрудников поста по наиболее важным и приоритетным направлениям. Положительный опыт использования СУР подтверждается, в том числе и благодаря эффективности аналогичных построений, присутствующих на территории иностранных государств.

Читать еще:  Конкретная сделка в налоговом кодексе понятие

Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля

Еще один чрезвычайно важный, и, несомненно, главный аспект во всей сфере пограничной инспекции. Область деятельности органов, отвечающих за реализацию рассматриваемых операций, попросту неотделимы от вопросов, касающихся отношений между державами.

Качество взаимодействия профильных ведомств различных стран напрямую влияет на показатели успешности и эффективности всей ревизии. Проще говоря, сотрудничество выступает в роли буквально необходимого фактора, препятствующего случаям нарушения правовых норм.

Сущность организации таможенного контроля товаров и транспортных средств во многом прописана именно в международных документах и нормативных актах. Благодаря пониманию данного вопроса, в XXI веке многие стороны пришли к самым положительным результатам: плодотворные партнерские отношения отличным образом сказались, например, на снижении числа преступлений. Конечно, по многим аспектам государствам между собой договориться не удается, однако сфера пограничного взаимодействия во все времена являлась точкой максимального соприкосновения правительственных интересов.

Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности

Такой регламент представлен во многих правовых свидетельствах, однако центральным местом его размещения считается пункт 6.8 уже упомянутой Киотской конвенции. В стандартизированной рекомендации присутствует информативный блок, в рамках которого указано, что каждая профильная структура должна наладить партнерские отношения с любыми относящимися к ней субъектами внешней торговли. К числу прямых обязанностей таможни, например, относится задача по составлению и заключению меморандумов о взаимопонимании с обозреваемыми категориями лиц.

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых по принципам и формам международного права. Участниками указанного процесса всегда являются две стороны: непосредственно, сотрудники правительственных служб и люди, занимающиеся перевозкой товара через границу. В качестве таких граждан могут выступать физические и юридические лица, государственные и иностранные организации, действующие на территории или за пределами державы. Главное условие, позволяющее, скажем, частной компании выполнить требования к соблюдению такого статуса, заключается в наличии регистрации в качестве участника внешнеэкономических торговых связей.

Принцип эксклюзивности действий таможенных органов

Нетрудно догадаться, что правом на проведение досмотровых работ обладают исключительно уполномоченные ведомства. В Российской Федерации за реализацию подобных оперативных вмешательств отвечают структуры ФТС, в сфере ответственности которых находятся абсолютно все аспекты пограничного дела. Правительственная организация, выступающая в качестве исполнительной власти, имеет своеобразную монополию на установку инспекционно-досмотровых комплексов, сбор соответствующей статистики, задействование профильных нормативных актов, прием деклараций и пр.

Представленное правило отражено в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении от 26.07.2006 года №459. Как уже говорилось ранее, в рассматриваемом вопросе о контроле присутствуют по меньшей мере две стороны, и одна из них всегда будет являться представителем государства.

Аналогичные нормативы установлены на территории всех без исключения стран, являющихся участницами международной торговой деятельности. Нарушить их, наверное, попросту невозможно: ни один сторонний человек не обладает правом на открытие, например, собственного, частного поста. Такое мероприятие начисто перечеркивает все принципы соответствующего права, делая невозможным абсолютно любой процесс классического регулирования.

Проблема источников единого правоприменения

Проблемы единообразия судебной практики во многом являются следствием неопределенности источников — актов судебного толкования:

  1. Проблема форм официального толкования. Как было сказано выше, ФКЗ установил только один источник (форму) официального толкования — разъяснения Пленума ВС РФ. Но есть и постановления Президиума ВС РФ, обзоры судебной практики, определения кассационных коллегий ВС РФ — итоговые документы рассмотрения дела по существу, вынесенные судьями (т. н. отказные определения). Значение этих источников толкования законом не установлено. Некоторые из них перечислены в постановлении Президиума ВС РФ от 23.03.2005 № 25ПВ04 и др., однако правовой статус этого документа для руководства нижестоящими судами тоже не определен.
  2. Проблема применимости толкования. В отличие от системы общего права, при отсутствии официально признанного источника в виде судебного прецедента (см. подробнее в статье «Что такое судебный или юридический/правовой прецедент?») нет теоретических и практических рекомендаций по выделению в официально публикуемой практике обязательной части, что дезориентирует как судей, так и участников отношений.
  3. Обратная иерархия при учете судебной практики. Статистически вероятность отмены решения выше в апелляции, чем в надзоре, поскольку не все дела доходят даже до кассации. Следовательно, суд ориентируется в большей степени на практику апелляционного суда, нежели на ВС РФ. Формируется самостоятельная окружная и апелляционная практика.

Высшие суды решают перечисленных вопросы путем применения правовых позиций.

Виды и типы сделок РЕПО

Исходя из своих трех основных принципов (срочность, возвратность и платность), сделки РЕПО могут быть следующих видов:

  • Прямая сделка РЕПО — продажа с обязательством выкупа
  • Обратная сделка РЕПО — покупка с обязательством обратной продажи
  • Внутредневные операции (интрадей) — проводятся в течение одного дня
  • Сделки РЕПО Овернайт — вторая часть сделки РЕПО, то есть обратный выкуп актива совершается на следующий день после продажи
  • Действующие операции — операции в которых дата второго этапа сделки РЕПО еще не наступила
  • Открытые операции — дата обратного выкупа не установлена.
  • Сделки РЕПО с форвардной датой — дата продажи актива отсрочена
  • Биржевое РЕПО — сделки осуществляемые по строгим правилам биржи, регистрируемой ей и выполняемые внутри нее
  • Внебиржевое РЕПО — сделки между контрагентами на условиях подписанного договора
  • Поставочное РЕПО — перевод ценных бумаг со счета продавца на счет покупателя и обратно
  • Трехстороннее РЕПО — с участием посредника, обеспечивающего перевод ценных бумаг
  • РЕПО с ЦБ — одна из сторон Центральный Банк
  • Междилерское РЕПО — сделки между участниками рынка кроме ЦБ
  • Валютное РЕПО — сделки для увеличения валютной ликвидности в системе между ЦБ и другими банками
Читать еще:  Должен ли инвалид платить алименты на ребенка

Прямые и обратные сделки можно также назвать типами РЕПО. Так как по своей сути все сделки РЕПО либо прямые либо обратные. Также каждая сделка может быть прямой или обратной, в зависимости от того со стороны какого участника смотреть — продавца или покупателя.

Кроме этого, отдельно выделяют еще два вида сделок РЕПО — с блокировкой обеспечения и без блокировки.

Основные принципы организации банковской системы

Различают следующие принципы организации банковской системы:

  • принцип двухуровневой структуры банковской системы;
  • принцип универсальности банков.

Принцип двухуровневой структуры

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен Центральным банком. На нижнем уровне действуют все остальные участники банковской системы.
Центральный банк, как верхний уровень банковской системы, выполняет функции:

  • банковского надзора,
  • управления системой расчетов,
  • разработка и реализация денежно-кредитной политики государства.
  • эмиссия национальных денежных знаков, контроль над их обращением,
  • общий надзор за деятельностью финансово-кредитных учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
  • эмиссия и погашение государственных ценных бумаг;*управляет счетами правительства,
  • осуществляет зарубежные финансовые операции;
  • проводит регулирование банковской ликвидности,
  • собирает статистические данные обо всех финансовых учреждениях, а именно: информацию о размерах их операций, сферах экономики, которые они кредитуют, вкладчиках.

ЦБ осуществляет банковские операции только с теми юридическими лицами, которые являются кредитными организациями. Также ЦБ не может конкурировать с остальными участниками банковского рынка.
Второй уровень банковской системы – банки и другие кредитные организации. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, ориентируясь в своей деятельности на установленные ЦБ параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т. п. Все участники второго уровня должны выполнять нормативы и требования ЦБ относительно уровня капитала, создания резервов и др.

Принцип универсальности

Означает, что все действующие в стране банки имеют универсальные функциональные возможности. То есть – право осуществлять все банковские операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями. К основным операциям относятся:
1) Привлечение временно свободных денежных средств предприятий и населения ради депозитных вкладов – то есть, временное использование указанных средств на условиях возвратности, платности, срочности.
2) Открытие и обслуживание банковских счетов частных лиц и организаций.
3) Кредитование физических и юридических лиц;
4) Операции с ценными бумагами;
5) Хранение финансовых и материальных ценностей;
6) Управление имуществом клиентов по доверенности (трастовые операции).

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Принятие персональных решений

Существует три типа персональных решений, которые вы можете принять:

  • вы принимаете меры, независимо от того, какой результат возможен в будущем;
  • благоприятные решения. На основе вашей уверенности в положительном результате от вашего заключения, но есть вероятность негативного результата;
  • ва-банк решение. Неопределенный результат, где с одной стороны, возможен потенциал стремительного роста, но ошибка может вызвать множество проблем.

Так или иначе, чем серьезнее ваше решение, тем больше риск негативного результата и финансовых потерь. Мы сталкиваемся с риском во всех процессах принятия решений и нашей целью должно быть снижение этого риска насколько это возможно.

Существуют три основных способа снижения риска:

  1. Привлечь больше людей в процесс разработки. Они дадут вам дополнительную информацию и предложат вам перспективы, о которых вы, возможно, не задумывались.
  2. Выделить больше времени на принятие решения. Сегодня будущий результат нельзя предвидеть. Через месяц вы сможете выделить несколько вариантов. Через год у вас будет более качественная информация, которая позволит вам прийти к правильному заключению с наименьшим риском.
  3. Разбить большое решение на более мелкие части. Например, запустить пилотный проект, который поможет собрать нужную информацию и поможет определить целесообразность запуска глобального проекта.

После того, как управленческое решение принято, оно должно быть представлено сотрудникам компании. Персонал должен знать, кто его принимал, и зачем оно было принято. Сообщите им показатели, по которым будет оцениваться реализация решения, а именно:

  • Должны быть установлены параметры, по которым будет измеряться успешность принятого заключения. Если, например, вы приняли решение в направлении развития вашей компании, то установите показатели роста продаж.
  • Продумать ход выполнения решения и риски связанные с ним. Не всегда негативный результат достигается из-за плохого управленческого решения, иногда он может быть связан с плохим выполнением на местах.
  • Следует определить показатели для возврата к исходной точке, в случае негативного результата от принятого решения. Будьте готовы изменить его, когда станет ясно, что оно было принято неправильно. Не забывайте о новых переменных, которые могут вноситься во время периода реализации принятого управленческого решения. Будьте готовы к корректировкам или его отмене.

Заключение

Подведем итоги рассмотренного материала. Перед принятием управленческого решения, сначала необходимо определить цель. Как будет выглядеть успех? Какова цель вашего решения? Затем выбрать метод, будь то авторитарный, совместный, демократический или на основе консенсуса. Определить людей, которые будут участвовать в формировании решения и распределить роли для каждого.

Определитесь с последствиями от принятия управленческого решения. Имеет ли оно несколько вариантов развития или будущее неопределенно? Узнайте, где находится эта неопределенность, и соберите информацию, которая поможет вам снизить риск. Определите его тип. Какие риски вы ожидаете, и какие выгоды собираетесь получить. Объявите персоналу о решении и почему вы его приняли. В случае негативных последствий внесите коррективы или вернитесь к исходной точке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector