Grnline.ru

Журнал аналитика
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности государства по охране экологических прав граждан

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования». Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ — содержит ряд нормативно-правовых предписаний, имеющих экологический характер: правовое обеспечение экологического благополучия на земельных участках; обязанность производить экологически чистую продукцию; не допускать в почвах повышенную концентрацию вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ.

Закон РФ о недрах

Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.

Лесной кодекс РФ

Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.

Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).

Водный кодекс РФ

Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.

Читать еще:  Влияет ли количество собственников на квартплату

Федеральный Закон о животном мире

Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.

Закон РФ об охране атмосферного воздуха

Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.

Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.

Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.

Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими «китайскими стенами», а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.

Ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.

Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.

Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.

Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.

Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.

Читать еще:  Затраты на перевод жилого помещения в нежилое

Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам экологического права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Перечень основных обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды

Законодательство закрепило, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую природную среду, на ее защиту от негативного воздействия, которое вызывается хозяйственной деятельностью и чрезвычайными ситуациями, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды содержатся в ст. 11 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Основными правами граждан в области охраны окружающей природной среды являются:

  • создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране окружающей среды;
  • участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в других акциях, не противоречащих закону;
  • выдвижение предложений о назначении и проведении экологической экспертизы, а также участие в этой экспертизе;
  • сотрудничество с органами государственной власти РФ, ее субъектов, а также с органами местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей природной среды;
  • предъявление исков в суд о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществление других прав, предусмотренных законом.

Наряду с экологическими правами каждый гражданин имеет и должен выполнять определенные обязанности по охране окружающей среды, преследуя соблюдение экологических интересов общества и государства.

Граждане должны быть готовы к активному личному участию в проводимых мероприятиях и выполнять обязанности не только по рациональному использованию природных ресурсов и их охране, но и способствовать предупреждению экологических правонарушений в соответствии с экологическим законодательством.

Итак, перечислим основные обязанности граждан по охране окружающей природной среды:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природным богатствам, личным трудом оберегая и приумножая их;
  • соблюдать нормативы качества окружающей среды, установленные законодательством;
  • сохранять природный ландшафт;
  • препятствовать уничтожению мест обитания живых организмов: рыб, птиц, животных, насекомых;
  • не допускать засорение и уничтожение лесов;
  • действовать в соответствии со стандартами, регламентирующими условия охраны окружающей среды;
  • выполнять экологические предписания соответствующих органов и постановления должностных лиц, отвечающих за охрану природы;
  • соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;
  • платить налоги и сборы, которые направляются на финансирование природоохранных мероприятий;
  • должностным лицам, связанным с экологической деятельностью, иметь специальную экологическую подготовку;
  • содействовать экологическому воспитанию и повышению экологической культуры подрастающего поколения и всех граждан.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане обязаны соблюдать все перечисленные выше обязанности и проводить определенные мероприятия (рис. 2).

Основными направлениями охраны окружающей природной среды являются защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных вод, охрана водных ресурсов, охрана почвы, лесов.

Все мероприятия по охране окружающей природной среды делятся на несколько категорий:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Административно-правовые.
  4. Технико-производственные.

В зависимости от области применения природоохранные мероприятия классифицируются на: региональные, общегосударственные и международные.

Благодаря этим мерам многие организации имеют возможность осуществлять мониторинг природной среды и принимать соответствующие решения по их защите, претворяя в жизнь. В результате сокращается опасность исчезновения жизни на Земле, редкие представители флоры и фауны находятся под надежной защитой, а использование различных природных ресурсов становится более экономным и эффективным.

Рисунок 2. Мероприятия по охране окружающей природной среды

Субъекты и объекты экологического права

Субъектами ЭП считаются физические и юридические лица, участвующие в экологических правоотношениях. Государство также считается субъектом ЭП, если природные ресурсы переходят в собственность юридических или физических лиц. Полномочия по управлению в области охраны природы принадлежат государственным органам.

Объектами ЭП называют природные ландшафты, экологические системы, например:

  • земли и недра;
  • водоемы и подземные воды;
  • леса, степи, животный мир природной зоны;
  • атмосферный воздух.

Система нормативов окружающей среды

Экологические права и экологические обязанности граждан соблюдаются при условии выполнения всех предъявленных нормативов (установлены в ст. 20 ФЗ «Об окружающей среде»), система которых выглядит следующим образом:

  • Группа нормативов, измеряющих качество окружающей среды. За основной норматив здесь берутся химические показатели, например, уровень концентрации радиоактивных веществ в воздухе. Наравне с химическими данными используются физические показатели, преимущественно такие, как радиоактивность и уровень тепла.
  • Группа нормативов, которые характеризуют биологические показатели состояния окружающей среды. Как правило, показатели измеряются путём исчисления видов растений и животных, а также иных существующих организмов. Здесь также используются нормы предельно допустимых концентраций организмов в природной среде.
  • Третья группа нормативов представлена в ст. 23 вышеназванного закона и характеризуется допустимым воздействием на природу, а именно подсчитывает показатели допустимых выбросов веществ; образования отходов потребления и производства; нормы физического воздействия на среду.
  • Показатели антропогенной нагрузки на природу.
  • Иные допустимые показатели и нормативы, которые могут устанавливаться федеральным законодательством РФ.
Читать еще:  Как подать документы в верховный суд рф

Существуют также нормативы, которые охраняют экологические права и обязанности граждан РФ, не обладая прямой связью с окружающей средой. Преимущественно данная группа нормативов связана с производимыми работами, услугами в сфере охраны экологической среды. Также существуют ограничения, связанные с хозяйственной деятельностью и её последующим негативным воздействием на природу. Отдельным видом контролирующих нормативов является деятельность по выдаче лицензий на осуществление определённого вида работ, связанных с активным взаимодействием с окружающей средой.

Способы защиты экологических прав граждан

Гарантом защиты экологических прав индивидов выступает действующее законодательство РФ. В статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обозначены такие правоохранительные механизмы защиты экологических прав:

  • уполномоченные органы должны контролировать соблюдение экологических норм и прав граждан;
  • должностные лица привлекаются к юридической ответственности, если препятствовали реализации экологических прав граждан;
  • согласование с населением возведение промышленных объектов, которые несут вред окружающей среде и здоровью местного населения.

По российскому законодательству, физические лица и организации, для защиты экологических интересов имеют право на:

  • формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита; участие в природоохранных митингах и собраниях;
  • обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
  • обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.

Наравне с государственным контролем благоприятной обстановки окружающей среды, граждане по Конституции РФ и законодательству также имеют экологические обязанности – закрепленные в нормативно — правовых документах требования, которые обязательны к исполнению.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:

1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений. К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении. Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания.

2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.

3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Государственные органы охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции связаны с обеспечением безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. К комплексным органам управления относятся также Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Генеральная прокуратура РФ.

Отраслевые органы (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы (Федеральная служба по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.) выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов.

Резюме

Основные права и свободы человека и основные права и свободы гражданина РФ закреплены в Конституции. Они делятся на несколько категорий: личные, экономические, политические, социальные и культурные.

Помимо этого, есть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Основные гарантии обеспечения прав и свобод граждан связаны с защитой. Это значит, что вы сможете получить юридическую помощь, будете считаться невиновным, пока вина не доказана в судебном порядке, и не обязаны давать показания против себя и близких.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector